И опять «Мадемуазель Нитуш»…
В прошлом году Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова дважды отмечал 200-й юбилей спектаклей, подготовленных режиссером, профессором кафедры мастерства актера Театрального института им. Б.В. Щукина Владимиром Ивановым.
Один из них — «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, поставленный в 2000 году специально для Народного артиста СССР Владимира Этуша. В 2001 году за исполнение в нем главной роли старого князя он вместе с Народной артисткой РФ Марией Ароновой, сыгравшей роль Москалевой, был удостоен Государственной премии России. Премьера другого спектакля — «Мадемуазель Нитуш», показанного в канун Нового, 2013, года, — состоялась восемь лет назад, 30 декабря 2004 года. Примечательно, что вместе с зажигательной Марией Ароновой, сыгравшей в нем в 200-й раз начальницу монастырского пансиона «Небесные ласточки», на сцену в роли её брата-близнеца — полковника Альфреда Шато-Жибюса вышел Народный артист РФ Владимир Симонов, известный по спектаклям «Дядя Ваня» и «Ветер шумит в тополях» режиссера Римаса Туминаса. Они оба оказались не похожими на своих прежних героев, что позволило увидеть в них иные гротесковые грани их комедийного дарования. Вставные, выпирающие вперед, зубы; саркастический шарм, импровизированные шутки на «злобу дня» и т.д. сделали их неузнаваемыми на протяжении всего спектакля. К тому же, Мария Аронова в очках; в плоской шляпке, закрывающей старомодный парик; в аляпистом коричневом костюме с огромным бантом на груди, подчеркивающим ее пышные формы, продемонстрировала, подобно клоунессе, свое умение садиться на шпагат и, что забавно, приговаривая «Господи, прости мне эту минутную слабость», снова повторила его с необычайной легкостью.
В общем, все, как в водевили… Хотя на самом деле «Мадемуазель Нитуш» — это фантазия, поставленная в трех действиях по мотивам оперетты французского композитора Флоримона Эрве. В ней драматические актеры поют, танцуют, остроумно шутят, иронизируют, вызывая нескончаемые улыбки в заполненном до отказа зрительном зале. Многие сцены спектакля проходят в сопровождении живого оркестра, в составе которого в 200-й раз выступили Михаил Айнетдинов и Наталия Туриянская.
Само действо переполняли водевильные интриги, связанные с любовными историями. Одна из них происходит между Денизой – примерной воспитанницей пансиона, мечтающей стать певицей, и лейтенантом французской армии по имени Фернан де Шамплатро, влюбленного в нее. А также между капризной опереточной примадонной Коринн (её в 200-й раз играла красавица Лидия Вележева) и полковником Альфредом.
Но, в конце концов, после головокружительных и утомительных (даже для зрителя!) перипетий, каждый из героев спектакля обретает то, что хотел. Не исключая хормейстера монастырского пансиона Селестена, выступающего как композитор под псевдонимом Флоридор. Он получает высшее наслаждение от постановки его оперетты «Мадемуазель Нитуш» в дижонском театре. И, конечно, самой начальницы богоугодного заведения, которая нежданно-негаданно встречает старую любовь – Лорио, унтер-офицера драгунского эскадрона, в образе которого в 200-й раз был Заслуженный артист РФ Анатолий Меньщиков.
Отрадно, что в веселом эксцентричном и легком по восприятию музыкальном спектакле наряду с известными актерами – любимцами публики — Марией Ароновой, Владимиром Симоновым, Лидией Вележевой, Павлом Любимцевым, телеведущим, профессором, заведующим кафедрой мастерства актера Театрального института имени Б.В. Щукина, и другими – играла талантливая молодежь знаменитого театра. А в ролях юных воспитанниц пансиона, артисток Оперетты и офицеров радовали, все, как на подбор, одаренные студенты из Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова.