Игра в любовь
На Малой сцене Театра им. Евг. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Игры одиноких» по известной пьесе знаменитого американского драматурга Нила Саймона «Глава вторая».
Какими судьбами бродвейский автор, прямо скажем, не первого ряда попал на легендарную арбатскую сцену? Риторический вопрос в отсутствие качественной современной драматургии отечественного производства. Михаил Цитриняк, который дебютировал здесь в прошлом сезоне прекрасной работой — «Медеей» Ануя с Юлией Рутберг, выступил в новом спектакле не только как режиссер, но и как соавтор драматурга, сделав действие более динамичным, острым, держащим зрителя в напряжении до разрешения интриги.
Писатель Джордж Шнайдер (Андрей Ильин) буквально три месяца назад потерял любимую жену, о которой ему все напоминает. Связанный ею домашний халат стал неким фетишем, с которым он не может расстаться ни на минуту. Захламленное жилище вдовца сплошь покрыто отвергнутыми вариантами прозы. Его одолевает хандра и тоска. Но энергичный брат-продюсер Лео, глядя на это «безобразие», готов прийти на выручку, понимая, что тут могут помочь только женские ласки. Он предоставляет Джорджу для развлечения особ женского пола на любой вкус. Но тот, как зашоренный, никого не хочет видеть, чтя память о своей любимой, с которой 20 лет прожил в счастливом браке и которая понимала его как никто. Лео, которого очень живо и обаятельно играет Андрей Зарецкий, сам не прочь развлечься назло своей фригидной жене и пускается на поиски. И вот на горизонте появляются две очаровательные подруги-актрисы — Дженнифер Малон (Елена Сотникова) и Фей Медоуик (Ольга Тумайкина). Первая «достается» писателю, и здесь все завершается счастливым браком. Вторая — продюсеру, и оба довольны фривольной интрижкой.
В таких закордонных пьесах на четверых исполнителей, где не за что особо «спрятаться», нет психологических глубин и сюжетных завлекалок, актеры должны играть безупречно: все внимание зрителя сосредоточено только на них. Антрепризы, в которых часто ставят именно такие пьесы, часто грешат именно пошлой и неряшливой актерской игрой, отвращая этим большую часть взыскательных зрителей. «Игры одиноких» в этом смысле спектакль, профессионально сделанный на «отлично». Режиссер и сценограф так распределили своих героев в небольшом пространстве сцены, что каждая мизансцена несет смысловую нагрузку даже без текста героев. «Игры одиноких» — тот самый случай, когда обе пары — Ильин — Сотникова, Зарецкий — Тумайкина — играют так живо, достоверно и в то же время с долей иронии к своим героям, что зрители за полтора часа ни секунды не отвлекаются от сцены.
Главное в этом замечательном спектакле — актерское существование в предлагаемых обстоятельствах. Особенно это удается двум дамам. Великолепная Елена Сотникова поначалу играет женщину, которую уже ничто в жизни не может ни удивить, ни обрадовать: мосты сожжены, жизнь дала крен в сторону одиночества. Но чудо тем не менее происходит: в свои 45 она как девчонка влюбляется и стремительно бросается навстречу чувству. Зритель глазом не успел моргнуть, а на сцене уже другой человек. Актриса очень тонко играет этот переход от подавленности и тоски героини к эйфории и страстности влюбленной по уши женщины. Ведь ее возлюбленный — очень достойный человек. Таким Джорджа, интеллигентного, выдержанного, хотя немного закомплексованного, играет Андрей Ильин. И каково же удивление и Дженнифер, и Фей, и Лео, и наше, зрителей, когда Джордж буквально звереет на глазах и превращается в чудовище. Его возлюбленная потрясена до глубины души. Здесь актриса включает весь свой темперамент, показывая разочарование героини: счастье снова отвернулось, и одиночество смутно маячит впереди. Но… все заканчивается превосходно. Оказывается, ему для творчества нужны вот такие страсти-мордасти, чтоб завершить свой роман и вовремя отдать его издателю.
Снова история любви. Снова о людях в возрасте. Тема проста и вечна. И вывод прост. Не только юным дано познать чувство любви. Матроны, которым за 40, вдовцы среднего возраста, мужчины, недовольные сексом с собственной женой, домохозяйки на грани нервного срыва и так далее и тому подобное — все категории людского населения в любом уголке земного шара так или иначе жаждут любви. Особенно в сказочное время накануне Нового года. Вы считаете, что в жизни ничего такого не происходит? Тогда сходите в театр и получите удовольствие.