Неожиданный спектакль

Сергей Никифоров, Российский музыкант от 1 января 2013

Премьера
спектакля «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого с музыкой Альфреда
Шнитке в Театре имени Евг. Вахтангова, который мне удалось посетить в
первые ноябрьские выходные, состоялась еще весной прошлого года. И как же мне
стало горько и обидно, что я не присутствовал на том премьерном показе!
Поскольку действо, разыгрываемое актерами одного из ведущих театров города,
доставило невероятное эстетическое удовольствие, поразило своей новизной, ярким
и необычным творческим решением.

У меня как
музыковеда слово «драма» давно перешло в разряд символов, очень емких по
содержанию и несущих за собой целую вереницу эмоциональных и идейно-смысловых
компонентов. Стоит только произнести это слово, как тотчас в сознании возникает
нескончаемый поток примеров реализации ее в искусстве и разум способен дать
ответ, откуда она произошла и к чему привела, как реализуется в литературе, а
как в живописи, скульптуре, музыке… И как происходит процесс перехода драмы из
литературы в музыку, балет, театр. При этом весь твой культурно-исторический
опыт моментально подсказывает – как должно быть, а как неправильно. А в голове
крутится масса всевозможных примеров из литературы, музыки, театрального
искусства, давно уже ставших эталонными. И вроде бы все уже известно, все ходы
продуманы на сто шагов вперед, нового (по крайней мере – относительно нового)
быть не должно. И тут вдруг такой сюрприз!

Самое
необычное, что это был не просто спектакль с музыкой, а хореографический спектакль,
синтезирующий в себе музыку, пластику, мимику, танец, балетное и драматическое
искусство и даже оперу. Режиссерское прочтение романа великого русского
писателя соединилось с настоящей визуализацией словесного ряда: автор
постановки предложила нам воспринять не текст, а образы, возникающие в процессе
чтения текста, и лишь потом перейти к поискам соответствующих словесных
аналогий. Стоит отметить, что «Анна Каренина» оказалась не совсем русской:
режиссер спектакля Анжелика Холина в 2010 году уже ставила подобный
спектакль в Театре танца в Вильнюсе – сценография, костюмы и музыкальное
оформление остались теми же.

Что касается
актеров, то здесь кроется одно из самых невероятных потрясений:
хореографический спектакль был исполнен… драматическими актерами. И они
показали настолько высокий уровень владения своим телом, что у меня ни на
минуту не пропадало ощущение, что передо мной не драматические, а балетные
артисты. То, что они демонстрировали, было поразительным синтезом пластики,
мимики и собственно танца – как классического балетного, так и современного, –
отличающегося невероятной энергетикой и подчеркнутой графичностью линий. Ольге
Лерман (Анна), Дмитрию Соломыкину (Вронский), Анастасии
Васильевой (Бетси), Валерию Ушакову (Облонский) удалось наполнить
эмоциями каждое сценическое движение, сотворить из него язык не менее
выразительный и правдивый, чем язык музыки или поэзии. Особенно запомнился Евгений
Князев в роли Каренина. Актер практически не танцевал, но манера ходить по
сцене, мимика, даже одно единственное движение рукой из сцены объяснения с
Анной – все было красноречивее тысячи слов и выражало не только характер
действующего лица, но и атмосферу духовного гнета, в которой пребывала главная
героиня.

В своей
«Анне Карениной» режиссер Анжелика Холина сконцентрировалась на драме страстно
любящей молодой женщины, не способной противостоять бездушному миру, что и
приводит к трагической развязке. В постановке нет поезда, но его образ
воссоздается толпой, отбивающей стульями характерный для железной дороги ритм.
Тем самым режиссер дает понять, что губит Анну именно общество – равнодушные и
жестокие люди. Удивительно, что столь сложная роль с блеском была сыграна
молодой актрисой О. Лерман, которая только первый сезон работает в
Вахтанговском театре.

Не менее
важны в постановке сценические декорации и освещение. С одной стороны, и
интерьеры, и костюмы героев – все способствует нашему погружению во время
действия романа, дает уловить дух времени. С другой, декорации даны как бы
намеком и все внимание зрителей направлено на героев и события. Пустая сцена и
тусклое освещение – непременный атрибут сольных высказываний Анны. У зрителей
возникает ощущение внутреннего монолога героини, интимного и в то же время
чрезвычайно эмоционально наполненного.

Такой
«полистилистический» спектакль органично соединился с музыкой А. Шнитке.
Выбранные фрагменты из разных произведений композитора давали прочувствовать
присущий спектаклю упругий нерв, чрезвычайный драматизм и устремленность
развития к кульминации. Особенно уместным было использование музыки для
характеристики общества, которое своим безразличием и «вековой моралью»
способствовало нравственной и физической гибели героини –
социально-обличительный тон музыки Шнитке подошел как нельзя кстати. Один из
примеров – хореографическая сцена на музыку «Чиновников» из «Ревизской сказки».
Необычным оказалось и музыкально-сценическое воплощение сцены объяснения Анны и
Вронского в театре. Режиссер воспользовалась приемом театра в театре, когда
музыкальным фоном к спонтанному и очень эмоциональному объяснению Анны с
возлюбленным, выраженному средствами хореографии, оказывается сцена письма
Татьяны из оперы «Евгений Онегин». И снова музыкальный фрагмент не оторван от
основной сюжетной линии, а служит выражению основной идеи сочинения.

Чем же
является этот неожиданный спектакль-симбиоз, характерная черта которого –
полижанровость как культурно-эстетическая доминанта? Думается, «Анна Каренина»
в Театре Вахтангова представляет собой какой-то новый вид театрального жанра
современности, которому по плечу выражение любых идей, вечных и непреходящих
ценностей.