Василий Лановой: «В кино меня никогда не брали в комедии. Говорили, не тот типаж»

Татьяна Медведева, Вечерняя Москва от 16 января 2013

В кино он всегда играл настоящих мужчин. Его лучшие роли: Павка Корчагин в экранизации романа «Как закалялась сталь», Артур Грэй в «Алых парусах», Вронский в «Анне Карениной», Иван Варавва в «Офицерах».

Василий Лановой родился 16 января 1934 года. Его родители были украинскими крестьянами. Василий окончил школу с золотой медалью и поступил в Театральное училище имени Бориса Щепкина. С 1957 года и по сей день – он актер Театра имени Вахтангова.

В кино начал сниматься еще на студенческой скамье. Его самые известные киноработы: «Аттестат зрелости», «Павел Корчагин», «Алые паруса», «Коллеги», «Война и мир», «Дни Турбиных».

В свои 79 лет Василий Лановой полон сил, он продолжает играть в любимом Театре имени Вахтангова, выступает с концертами.

Корреспондент «Вечерки» побывала на одной из встреч с любимым актером, где он много рассказывал о себе.

О дружбе с Галиной Улановой

— Моя главная удача – это череда встреч с выдающимися людьми, моими учителями. Они были старше меня, но, несмотря на разницу в возрасте, становились моими друзьями. В 13 лет я пришел в кружок самодеятельности, которым руководил замечательный педагог Сергей Львович Штейн. В этот кружок приходили на занятия великие представители русской культуры. Я был хорошо знаком с Галиной Улановой. Когда я закончил 10 класс с золотой медалью, она пригласила меня на «Ромео и Джульетту». Это был первоклассный спектакль с гениальными актерскими работами. После спектакля я удостоился еще большей чести.

Галина Сергеевна пригласила меня к себе домой в высотку на Котельническую. Я пришел, открывает дверь какая-то пожилая женщина в платке. Я здороваюсь, прохожу в комнату, где сидят гости, среди которых Юрий Завадский и спрашиваю: «А где Галина Сергеевна?». И они начинают смеяться, ведь она все это время стояла рядом со мной. В платке я ее не узнал. Я страшно расстроился. И она, чтобы смягчить ситуацию,  подарила мне белые ботинки, которые привезла из-за границы. Мы жили бедно. Мои родители окончили три класса на двоих. Я эти ботинки два года носил в белом цвете, потом я их перекрасил в черный цвет. Прошли годы, и вот в Большом театре праздновалось 70-летие Улановой. Мы с Ириной Купченко вели церемонию. Когда отзвучали торжественные речи, мы подошли к левой ложе, где Уланова сидела одна, как королева, и подарили ей цветы. Весь зал рукоплескал, а она мне крикнула вслед: «Вася, когда ботинки вернете?» После этого я еще полчаса хохотал за кулисами.

Любимые мгновения в кино

— В кино есть мгновения, которые остаются на всю жизнь. Один из таких моментов – в «Анне Карениной», когда Анна при смерти и между Вронским и Карениным происходит разговор. Считаю, что эту сцену мы с Николаем Гриценко сыграли хорошо. Есть такие мгновения в «Алых парусах», где я играл с Анастасией Вертинской, которой было тогда 16 лет. А самое мое любимое мгновение – маленькая роль в картине «Полосатый рейс». Где мой герой говорит: «Красиво плывут!» – «Кто, милый?» – «Вон та группа в полосатых купальниках».

В кино меня никогда не брали в комедии. Режиссеры говорили: «Не тот типаж. Не то строение лица». А в театре я много играл и в водевилях, и в комедиях.

Театр Вахтангова – мой дом

— Для меня идеал театра, это театр-семья. Считаю, что по этому принципу создавались все великие театры, будь то МХАТ или БДТ. Театр Вахтангова был рожден «Принцессой Турандот» в 1921 году, когда в стране еще была нищета, разруха, заканчивалась Гражданская война. И вот Вахтангов ставит на сцене самую радостную в мире сказку.

Каждое поколение в нашем театре возобновляло этот спектакль. Мы с моей чудесной партнершей Юлий Борисовой играли в нем двадцать лет. К сожалению, после 1991 года в российской культуре многое поменялось. Теперь у нас уже не театры, а фабрики по производству спектаклей. Другая жизнь, другие ценности. И как писал один американский философ, цивилизация погибнет от потребительства, потому что оно выше искусства, выше совести, выше дружбы, выше Бога.

Студенты плохо знают русскую классику

— Образовательную систему в СССР весь мир признавал лучшей. Даже Бжезинский говорил: «Кроме системы образования у них нет ничего». И запад сделал все, чтобы все свои не самые лучшие стороны внедрить в нас. 30 апреля 1945 года, еще Берлин не пал, а уже Аллен Даллес, будущий глава ЦРУ, провел заседание западной разведки, где он говорил, что война кончается и нужно будет бросить все свои силы, чтобы покорить русских. «Мы высмеем всех их богов, мы высмеем их великую русскую культуру, мы заставим издеваться над тем, чему они молятся, и исполнителей найдем среди них. Мы добьемся разрушения этого государства» – такова была установка. Мы знаем, чем все это кончилось. Советского Союза больше нет, в России развал и образование тоже покорежили. И вот теперь ко мне приходит достаточно образованный, симпатичный мальчик. Я ему говорю: «Возьми «Войну и мир» и прочитай сцену дуэли Пьера и Долохова». И он меня на чистом глазу спрашивает: «А кто такой Долохов?» Я сказал: «Быстренько домой. Неделю, пока ты не прочтешь «Войну и мир», больше ко мне не приходи». Эта книга у меня стоит на полке, начиная с 1947 года, когда я пришел в самодеятельность. Уже в 13-14 лет я читал со сцены первый выезд Наташи на бал. И до сих пор я помню: «Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в атласных бальных башмачках быстро легко и независимо от нее делали свое дело. А лицо ее сияло восторгом и счастьем. И едва князь Андрей обнял…» Своих студентов я обязательно погружаю в этот материал, потому что они должны знать русскую классику.

В последние годы я увлекся вокалом

— В кино я иногда снимаюсь, а в сериалах нет, потому что там нет драматургического материала. Ни один из крупных актеров сегодня не снимается в сериалах. Это же не случайно. И мне после фильмов – «Алые паруса», «Коллеги», «Анна Каренина», после такой прекрасной литературы залезать в эти сериалы? Извините. Я лучше на концертах заработаю эти же деньги. На концертах я читаю русскую и советскую поэзию. Последние годы увлекся вокалом. Недавно выпустил два диска «Военные песни и стихи».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Князев, актер, ректор Театрального института им. Бориса Щукина:

Василий Семенович Лановой – легенда кино и театра. Он очень предан нашей профессии. Такой молодой, стремительный и подтянутый, всегда готовый выйти на сцену. Василий Семенович – человек со своей позицией, которая не меняется от «ветра перемен». Он умеет отстаивать свои взгляды. В день рождения хочется ему пожелать – здоровья, чтобы он мог реализовывать все свои таланты, которые даны ему Богом, природой и родителями.