«Дилижанс из Руана» на улице Вахтангова
У многих творцов, работающих для театра, и прежде всего музыкального, есть замечательная традиция — отдавать свои композиции молодежи. Иногда это может быть премьерным спектаклем: вспомним историю первой постановки «Евгения Онегина», которую П. И. Чайковский решил осуществить силами студентов Московской консерватории. Расчет гениального мастера полностью оправдался — увлеченность, свойственная юности, была воспринята публикой непосредственнее, чем выверенное искусство примадонн.
Чаще же маститые театральные авторы с удовольствием «адаптируют» свои сочинения для молодежного состава. Так, в частности, поступил и Евгений Птичкин, который создал для учебного театра Училища имени Б. Щукина музыкальную фантазию «Дилижанс из Руана». Премьера широко известного мюзикла Птичкина с этим названием состоялась еще в 1985 году в Свердловске (режиссер В. Курочкин). Для студентов композитор сделал новую музыкальную фантазию в двух частях по новеллам Ги де Мопассана «Пышка» и «Мадемуазель Фифи» (либретто К. Рыжова. Увлеченность молодых исполнителей во многом предопределена звуковой сферой спектакля. Роль музыки в концепции спектакля чрезвычайно значительна: она стала подлинно ведущим, обобщающим началом.
Именно этим, думается, в значительной степени продиктовано и посвящение спектакля Владимиру Шлезингеру, одному из тех выдающихся деятелей Вахтанговского театра и его училища, которые ощущали музыку ведущим звеном именно драматического спектакля. Вспомните знаменитую постановку «Принцессы Турандот», которой так блистательно заявил о своем рождении в 1922 году этот театр. И хочется всемерно поддержать идею художественного руководителя IV курса профессора Владимира Иванова, пригласившего известного певца Сергея Яковенко в качестве музыкального лидера постановки. Спектакль получился истинно музыкальным, ведь главные его эпизоды связаны с песенно-танцевальной стихией. Молодые актеры увлеченно поют (выделились своими данными А. Барило, П. Сафонов, С. Кузнецова, И. Шеламова), танцуют и мимируют. В самой пластике массовых и. сольных танцев воскрешаются лучшие традиции оперетты, мюзикла (балетмейстер Л. Дмитриева) и стэпа (М. Разуваев).
В «Дилижансе из Руана», несмотря на обилие персонажей, быструю смену эпизодов-ситуаций, главным, а по существу единственным, настоящим героем становится Пышка, убедительно сыгранная М. Ароновой. Молодой актрисе удается создать живой портрет падшей женщины, которая оказывается куда более честной, порядочной и стойкой, чем люди из высшего общества.
Прекрасно «восполняет» роль оркестра концертмейстер Т. Солнышкина, музыкант, как думается, рожденный для театра. Фантазия Е. Птичкина оставляет в памяти слушателей-зрителей ряд прелестных мелодий. В их числе, например, хоровая сценка «Французы», песенка о «Красавице Лиззи», куплеты Корнюде, демократа. Но не только. Композитор в одном из эпизодов напоминает зрителям о своих наиболее известных песнях, таких, например, как «Эхо любви», «Ромашки спрятались»…
Придумку В. Иванова в традициях вахтанговских капустников надо признать удачной. Получился живой, веселый спектакль. Редкий, скажем прямо, гость на нашем пасмурном театральном небосклоне. Озорное музыкальное действо выполнено в лучших традициях театра представления, где все сферы спектакля, включая и интересную работу художников-декораторов (Г. Белов и Н. Титов) и художника по костюмам (Н. Баландина прекрасно «одела» спектакль), исходят из самой музыкальной ауры.
Словом, приходите в учебный театр на улице Вахтангова и убедитесь в этом сами, если, конечно, вам повезет и достанете билетик.