Батюшки святы, сам Иванов!
Рецепт приготовления хорошего актера в общем-то известен. Берется индивидуум, почему-то решивший, что русский театр без него пропадет, и смешивается с группой ему подобных. Затем их отдают в руки другого индивидуума, опытного, решившего,* что он Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов. И, слившись в экстазе, четыре Рода они доказывают друг другу правомерность собственных претензий на свое место в театральной школе и на подмостках. Похоже, что выпускному курсу Щукинского училища и его педагогу это удалось.
Они встретились четыре года назад: студенты (двадцать два человека) и Владимир Иванов.
Биографическая справка: Владимир Иванов — сорок шесть лет, выпускник Щукинского училища. Работает в Вахтанговском театре. С 1976 года числился педагогом-почасовиком училища. Он — «играющий тренер»: занят в спектаклях Вахтанговского и на Малой Бронной. В педагогике решил идти своим путем.
Можно рассказать миллион историй о том, как Иванов набирал курс, как вместе с педагогами Валентиной Николаенко, Михаилом Борисовым и Павлом Любимцевым обучали ремеслу, как ставили дипломные спектакли. Послушав их, ничего не остается, как всплеснуть ручками и воскликнуть: «Батюшки святы, сам Станиславский». Но он не Станиславский. Он — Иванов со своими педагогическими заморочками, которые стали уже легендами. Скажем, шел в училище, увидел девушку с нелепым бантом, взял за руку, привел на конкурс; Или позвал психологов, чтобы те сквозь ученый прищур определили, годится человек в актеры или нет. Когда те напророчили Паше Сафонову карьеру чиновника Театрального союза, взял его, не раздумывая. Летом Паша и Ира Шеламова (та самая, с бантом) едут в Англию на стажировку, потому как выиграли конкурс. «Да у нее одни тройки в аттестате, замечательная актриса будет»,— это он сказал о Маше Ароновой, которая со второго курса играет в Вахтанговском театре, а в этом получила международную премию имени Станиславского.
Из истории студентов вырисовывается портрет учителя, мало похожего на гуру. Рыжебородый чудак в кругленьких очечках и холерического темперамента.
— Мы репетировали «Царскую охоту». У меня была фраза :»3а окнами дождь, грустно…» Я произношу ее и чувствую пустоту. Ничего не выходит. Тут Иванов кошкой прыгает на сцену, подбегает: «За окном грустно, дождь. Понимаешь?» — объясняет он мне, а из-под очков катятся слезы. «За окном дождь, грустно», — и плачет. И я, глядя на него, тоже плачу… (Из воспоминаний Ани Дубровской.)Комедия положений, но никак не уникальные методы, позволяющие педагогу воспитать уникальный курс. Но он их так воспитывает — самим собой. Тем, что курс стал домом, а дом переехал в училище вместе с женой, тещей и ее пирожками. Тем, что может среди ночи взять такси и поехать в общежитие к студенту, у которого такая непруха, и сидеть с ним ночь напролет, говорить.
Ну да, несолидно носиться по училищу за студенткой, которая бьется в падучей по поводу собственной бездарности, и убеждать ее в том, что русский театр без нее пропадет. Ну да, несолидно… А солидным выглядел наследник фабриканта — молодой Константин Алексеев, когда ездил по ярмаркам и скупал по дешевке рухлядь для своих спектаклей или ползал на «заднике», изображая массовку? Это потом он стал Станиславским, классиком. Иванов, слава Богу, пока не классик. Он, например, открыл метод, который следует запатентовать как ЦсреЩств!) от кризиса. Рано или поздно со всеми случается кризис. Не избежал; его и курс Иванова. Что сделал педагог? Он завел всех в аудиторию, посадил за стол и включил запись, сделанную при зачислении в училище. «Ребята, мы никогда не расстанемся. Это профессия… Мы актеры… Будем работать…» И сопли умиления стекали с пленки. Головы опускались. Горели уши.
— А теперь за работу, — сказал Иванов.
И все, наверное, разозлились или озверели. Пахали с десяти до десяти. Уходили из училища спать. Но на дипломные спектакли этого курса ломились, как на шлягеры Лейкома. «Дилижанс из Руана», «Царская охота», «Дорогая моя эстрада», «Фальшивая монета». (Дипломную одноактовку с ними поставил Владимир Этуш). Ломились не только на курс, но и на Аронову, Сафонова, Барило, Пирогова, Варганову… Весь ансамбль давал жару, особенно на «Дорогой моей эстраде». Задолго до выпускных экзаменов всех разобрали московские театры.
— На последнем спектакле они плакали прямо на сцене. Все вместе, как один театр. Кстати, а почему бы им не создать собственный?
— На сегодняшний день это нереально. Это не нужно тем обстоятельствам, в которых мы живем. Это значит скитаться по подвалам, искать спонсоров (дадут? не дадут денег?). Это значит обрекать ребят на полуголодную жизнь, — сказал Иванов. Чудак-идеалист оказался суперреалистом.
— Ну хорошо, а что их ждет в академических театрах, где свои молодые сидят без работы? Что он на это скажет?
— В искусстве, в театре, в творчестве вообще все равно главная вещь — это личная ответственность за то, что ты делаешь. Если человек требователен и предъявляет счет к себе и к профессии, он все равно будет живым и не подчинится обстоятельствам.
Эти громкие слова он сказал тихо и отпустил с Богом. В театр они ступили без особых иллюзий. Но глаз горел. Артисты..