Студенты на «Царской охоте»
Выпускные спектакли в Театральном училище имени Щукина при Театре Вахтангова — не просто выпускные спектакли. Их ожидают с волнением, с предвкушением и сиюминутного художественного наслаждения, и присутствия при рождении новых актерских судеб, чтобы когда-нибудь можно было сказать: а я заметил, а я заметила эту маленькую звездочку, которая со временем составит славу российской сцены. И вот в Щукинском училище снова праздник — дипломный спектакль IV курса актерского отделения, выпущенный режиссером-педагогом В. Ивановым и педагогом П. Любимцевым.
В этот вечер хорошо было всем. И выбор пьесы — «Царская охота» Л. Зорина — не старая классика, замученная и заигранная до такой степени, что сводит скулы даже от самых величественных названий, и не современная «чернуха», где никак не раскрыть молодые таланты, а можно лишь поколебать их еще не устоявшийся нравственный мир.
Историческая мелодрама Зорина, выполненная пером истинного Мастера, дает и разнохарактерные сложные роли, и глубокие мысли, важные нам и поныне, — власть и граждане, писатель и самодержавие, любовь и измена, чувство и долг.
Хороши были все исполнители. По-разному, конечно, в меру своих дарований, но — и это самое главное — крепко овладевшие профессией, прошедшие блистательную вахтанговскую школу, и потому уже не беспомощные перед волшебно-обманным, навсегда затягивающим, безбрежно-опасным театральным морем. Да, наверное, все мы, кто видел в роли императрицы Екатерины М. Аронову, еще непременно встретим это имя в лучах яркого успеха, а первые лучи уже упали на ее лицо в этом школьном спектакле. Конечно, это большой талант, заразительный, умный, не боящийся острой характерности, здесь вместе с профессией, полученной от учителей,! замечательная индивидуальность, полученная от Бога. Красив, темпераментен, чувствует трагедийное звучание роли графа Алексея Орлова артист В. Епифанцев. Говоря о нем и об актере М. Дорожкине, колоритно, комедийно-драматически сыгравшем брата Алексея — графа Григория Орлова, я хочу на несколько секунд остановиться на соображении общем.
Наконец-то вспомнили, что артист — это еще и избранная, отобранная внешность, что «эстетика некрасивого», культивирование заурядного, псевдопростого надолго отбросили нашу сцену в без-идеальность. Давным-давно не видели мы красавцев — Мочаловых и Каратыгиных, Яковлевых и Лановых, все больше пробавлялись простенько никакими, негромкими, неброскими, вроде бы и выродилась актерская нация.
В спектакле «Царская охота» есть отличные мужские, именно мужские, актерские работы. Не инфантильные, не голубовато-розовые, не специально-порочные. И от этого получился спектакль эстетически здоровый, при всех самых страшных трагических коллизиях зоринской пьесы.
Отдельной строчки заслуживает молодой артист К. Пирогов в роли поэта Кустова, сложнейшей роли, в которую „ автор вложил свои давние, глубоко личностные раздумья о судьбе художника, попавшего либо в фавор, либо под колеса Власти.