Первая студия открывается «Птицами»

Ася Иванова, Вечерняя Москва от 16 марта 2013

О создании студии при театре Римас Туминас рассказал на сборе труппы. Рассказал и тут же представил первых студийцев. Желающих было более трехсот, но конкурс сумели пройти лишь 24 человека. Все они – выпускники театральных ВУЗов из разных городов России. Само возникновение студии – событие знаковое для Вахтанговского театра, ведь в нем – осуществление заветной мечты основателя театра Евгения Вахтангова, по мнению которого лишь театр, постоянно питаемый студией, не подвластен разрушительному течению времени.

— Студия – это, во-первых, свобода, – говорит Римас Туминас. – Во-вторых, это любовь, в-третьих – отвага. Вот чего я хочу пожелать им.

Итак, в сентябре 2012 года Римас Туминас открыл Первую студию, для которой театр создал все условия. Вплоть до выделения отдельного театрального пространства, оборудованного современной световой и звуковой аппаратурой, в старинном особняке, что расположился за зданием Вахтанговского театра.

В планах на этот год у Студии было два проекта – спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора» и постановка по комедии Аристофана «Птицы». Последние и открывают собой афишу Студии.

«Птицы» в режиссуре Михаила Милькиса – это фантазия на темы комедии Аристофана, где текст древнегреческого автора переплетается с куда более поздними историческими фактами и обильно приправляется актерской импровизацией. В ролях – молодые артисты Эльдар Трамов, Павел Попов, Владимир Логвинов, Юрий Поляк, Лада Чуровская, Нино Кантария, Дарья Одинокина, Анастаси Лукьянова, Максим Севриновский, Анастасия Асеева, Андрей Злобин.

Комедия «Птицы» впервые была поставлена в то время, когда афиняне находились в состоянии радостного и тревожного ожидания в связи с началом Сицилийской экспедиции. Первые боевые действия афинян ознаменовались успехом, но будущее такого огромного предприятия сулило всякие неожиданности. В этой обстановке неопределенности Аристофан отказался от злободневной комедии и показал своим зрителям великолепную комедию-сказку, комедию-утопию — «Птицы».

А вот и ее сюжет: Пифетер («Убедительный») и Эвелпид («Обнадеженный») покидают Афины в поисках более мирного города. Путь им указывают две купленные ими птицы. Потерпев неудачу в поисках, Пифетер предлагает основать воздушный город. Со всех сторон слетаются птицы, которые поначалу враждебны людям, но Пифетеру удается их убедить, что птицы и есть первые боги и, чтобы свергнуть узурпаторов-олимпийцев, им остается лишь построить воздушный город и перехватывать предназначенный богам дым жертвенных костров. Возводится город, который тут же подвергается нашествию всевозможных самозванцев, рвущихся в только что созданную утопию. Пифетер прогоняет их всех и добивается высшего триумфа, когда боги признают свое поражение, вручают ставшему крылатым Пифетеру державный скипетр и отдают ему в жены дочь Зевса Басилею. В Птицах фантазия Аристофана достигает своего апогея. Воздушный город иногда истолковывается как мотив бегства из современных Афин, однако ирония заключается в том, что этот город превращается в новые Афины и становится владыкой не только империи, но и всей Вселенной.