Владимир Этуш — мудрый звездочет

Ирина Шведова, Московская правда от 21 мая 2013

Владимиру Этушу исполнилось 90!

Для его родного Вахтанговского театра эта дата не такая уж крутая: есть там персонажи и в более солидных летах, например, головокружительная Галина Коновалова, которая в свои 96 стала прямо звездой прославленной сцены. Но, согласимся, в 90 лет оставаться ведущим актером, мастером, на которого специально ставят спектакли, все же явление не такое уж частое. Впрочем, Владимиру Абрамовичу есть на кого равняться. Пример — Владимир Зельдин в Театре Российской армии (ему исполнилось 98 и у него четыре спектакля с главными ролями).

Да вообще сама постановка вопроса восхищает: к собственному юбилею Владимир Абрамович наметил план, чтобы это были не банальные торжества с подарками и бесконечными речами, а новая роль, новая работа. Прекрасно все получилось. Сам юбиляр выбрал довоенную пьесу Афиногенова «Машенька», где есть замечательная большая роль академика Окаемова. Пьесу эту сейчас мало кто знает, но Владимир Этуш еще помнит времена, когда она с триумфом шла на сценах страны. Поставил ее под названием «Окаемовы дни», существенно сократив, известный режиссер Родион Овчинников.

Да, сюжет наивен и бесконфликтен. Но дело не в этом. Есть характер, есть замечательный текст, есть то, что не может не волновать человека, прошедшего войну, прожившего большую, сложную, увы, далеко не всегда усыпанную розами творческую жизнь. Взаимоотношения близких людей, доброта, искренность, понимание — это  близко каждому. Как живо реагировал набитый до отказа зал, где были зрители и поклонники Владимира Этуша самых разных возрастов! Жизненные и человеческие проблемы героев спектакля явно не устарели.

К ученому с мировым именем внезапно приезжает внучка, которую он никогда не видел. Его единственный сын уехал с молодой женой в далекие края, порвав связь с отцом на долгие годы. Обида на невестку и умершего вдали от него сына сидела в душе ровно до того момента, когда в его академических хоромах не появилось это существо — внучка Машенька. Ах, как артист играет этот переход от злости на всех и вся за многолетнее одиночество, недоверие и даже подозрительность к первым проблескам искреннего чувства к родному человечку! Машенька, какой ее играет Мария Костикова, не такая уж паинька, но видя в ней свои родовые черты, дед буквально оттаивает. Уходит его сухость, колкость, в глазах появляется то самое, что отличает человека любящего, ранимого от холодного, прагматичного и равнодушного. Он счастлив, хотя и продолжает ворчать и командовать (характер!). Все эти нюансы артист играет бесподобно. Он — центр и главная движущая сила этого спектакля, от него не хочется отрывать глаз. Его хитрющий взгляд, бесподобная пластика и внутренняя энергия восхищают и заставляют забыть о годах. Превосходная роль, замечательный спектакль, который станет ярким дополнением к той галерее образов артиста, которые так любят зрители.

И еще — мудрость, которой нельзя научиться, но которой так хотелось бы обладать. Герой Владимира Этуша, академик Петр Михайлович Окаемов, в финале наряженный Машенькой звездочетом, не только прощает появившуюся внезапно ее мать, но с болью и страданием готов отпустить свою любимицу. Финал остается открытым. Мы не знаем, покинет ли Машенька дедовскую квартиру, уедет ли с матерью. Но финальный монолог Владимира Этуша — это не просто магия таланта, это концентрация жизненной мудрости и доброты. Спасибо Вам, Владимир Абрамович за этот урок!