В Театре имени Евгения Вахтангова танцуют «Отелло»

Алла Буловинова, Вечером.ru от 18 ноября 2013

В Московском театре имени Евгения Вахтангова литовский хореограф Анжелика Холина представила третий хореографический спектакль по пьесе Уильяма Шекспира «Отелло», сделанный на музыку современных композиторов, в том числе Джона Адомса (США).

Пять лет назад она впервые здесь поставила хореографическую композицию «Берег женщин» по мотивам песен Марлен Дитрих. В ней во всей красе молодая поросль театра продемонстрировала свою необыкновенно красивую пластику и артистизм. Затем, в 2012 году, на легендарной сцене состоялся хореографический спектакль «Анна Каренина», поставленный по мотивам романа Льва Николаевича Толстого на музыку Альфреда Шнитке. В нём с неизменным успехом по сей день в главных партиях выступают ректор Театрального института имени Бориса Щукина, народный артист России Евгений Князев (Алексей Каренин) и недавняя выпускница этого вуза, талантливая актриса Ольга Лерман (Анна Каренина), получившая в родном Баку, как нельзя, кстати, хореографическое образование. Теперь оно помогает ей создавать без единого слова разные по характеру балетные образы, в которых она демонстрирует свои восхитительные технику и пластику. Не исключением является и вверенная ей трагическая роль Дездемоны в спектакле «Отелло», где она, танцуя, блестяще передаёт чувства и переживания своей героини. Маленькая и хрупкая, в белом легком платье, со светлой улыбкой на лице, она трепетно парит по сцене, выражая нежность и безграничную любовь к венецианского мавру. А затем, от непонимания того, что же вдруг случилось, начинает страдать и безрезультатно доказывать всеми своими выразительными средствами преданность ему. Во втором действии мятущаяся Ольга Лерман в образе Дездемоны, под ускоряющийся темп музыки, на босу ногу (так было на протяжении всего спектакля!) танцует до изнеможения, то падая ничком на сцену, то поднимаясь, показывая тем самым всю глубину своего отчаяния.

В отличие от неё атлетически сложённый Григорий Антипенко, выступающий в роли Отелло, не учился ранее балетному искусству. Но при этом удивительно тонко смог передать в мимике, жестах, пластике движений противоречивые чувства своего героя: любовь и нежность, которые сменяются на неоправданную жестокость по отношению к неповинной ни в чём жене. Это происходит после того, как им овладела жгучая ревность, вызванная наговором на неё. При этом, он, в порыве ярости, то со всей силой отбрасывает Дездемону от себя, то круто заламывает ей руки, обвивая ими её незащищённую шею. На брифинге, прошедшем после пресс-показа спектакля, артист признался, что за последние полгода (таким примерно был репетиционный период) ему пришлось так много пережить, перестрадать, пересмотреть и перебрать заново, что он снова пошел в Щукинское училище, которое закончил в 2003 году, чтобы заново освоить актерскую профессию. И сознался, что за окончательный результат своей работы он, прежде всего, благодарен режиссеру спектакля, которому в его (Антипенко) лице пришлось столкнуться со сложнейшим материалом. Из него, конечно, надо было что-то «высекать», что стоило колоссальных усилий и труда. И еще ему была необходима невероятная вера в себя как актера. В свою очередь, Анжелика Холина, приглашая драматического актера к участию в хореографическом спектакле, говорит: «Надо попробовать; доверься мне, и всё будет хорошо». И все пробуют до тех пор, пока она не поймет, что артист всецело втянулся в работу. А что касается Григория Антипенко, то для него, по её словам, оказалось важным очень точное попадание в роль.

С большим пластическим мастерством образ дерзкого, подлого и даже жалкого Яго воплотил Виктор Добронравов, один из ведущих молодых актеров Вахтанговского театра. Да так, что временами кажется, что чуть ли ни Яго становится главным действующим лицом в хореографическом спектакле Анжелики Холиной, а не Отелло, который быстро и доверчиво попадает под влияние своего поручика, не подозревая, что тот нарочито строит козни против него. Именно Яго на протяжении первого действия исподтишка ищет способ сотворить зло, показывая это через невообразимо коварные ужимки и прыжки, кувыркание через голову или мельтешение ногами вприсядку, что вызывает отвращение к нему. Именно он, перехватив слетевший с плеч Дездемоны легкий белый шарф, спешно заворачивает в него тело Кассио, распластавшегося на полу после кутежа. И, выбрав удобный случай, подводит к нему Отелло, который убеждается в измене Дездемоны. А когда Яго забирает себе шарф и, комкая его, прячет за пазуху, то время от времени украдкой поглядывает на него, испытывая при этом наслаждение от того, что ему удалось причинить зло любящим друг друга сердцам. После того, как Виктору Добронравову задали вопрос о том, может ли он оправдать своего персонажа, он ответил, что артист всегда оправдывает того, кого играет. И ещё добавил, что любит своего героя, несмотря на то, что тот – страшный человек. «Как мне его не любить?! Мы все любим себя, какими бы не были. Просто складывающиеся обстоятельства ставят нас перед выбором, который мы делаем. Мой персонаж свой выбор сделал; и плохо тем, кто встал на его пути».

Отрадно, что роль лейтенанта Кассио, подчиненного Отелло, удалась студенту 3 курса Театрального института имени Бориса Щукина Павлу Тэхэда Кардэнасу, окончившего в 2011 году актерский факультет Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Он признал, что сложные пластические элементы, и даже акробатические номера, которые выполнялись на сцене, участники спектакля зачастую придумывали сами. Что касается трудностей, то они случались каждый день: например, бывало трудно проснуться и встать, потому что после репетиций всё, оказывается, болит …

Примечательно, что в спектакле задействованы актеры Первой студии Вахтанговского театра, сформированной из выпускников разных творческих вузов, а также многочисленные студентки Театрального института имени Бориса Щукина, искусно воплощавшие в танце, например, бушующие волны. Ведь первое действие спектакля начинается с морского шторма, во время которого в гавань после победы над турками прибывает корабль Отелло. Так что, наверно, не случайно, Анжелика Холина репетиции с актерами начинала в Паланге, расположенной на берегу Балтийского моря…