Своя ниша
Каждый день на московских сценах идут самые разные спектакли. Экспериментальные или классические, музыкальные или танцевальные, на больших площадках или на маленьких… Современный любитель театра может не отказывать себе в свободе выбора. Самое сложное для театров при таком многообразии — найти свою нишу. Нужно отыскать свое место в столичной афише и завоевать своего зрителя. Пожалуй, театр Анжелики Холиной — яркий пример того, как это удается сделать.
О пластических спектаклях этого режиссера говорят уже давно. Это не балет, и не собрание танцевальных номеров, а скорее драматургическое единство, выраженное в пластической форме. Ее герои не играют, танцуя. И не танцуют, играя. Они проживают свои жизни, выражая эмоции в движениях.
И в этом ценность постановок Холиной. Режиссер уже создавала в России «Анну Каренину» и «Кармен». На этот раз ее выбор пал на «Отелло». Символично, что Холина выбирает классику, однако подает ее в совершенно новом понимании. Возможно, Театр Вахтангова — лучшая площадка для таких экспериментов. Классическая площадка заиграла по-новому, когда «у руля» встал Римас Туминас. Ему удалось заново открыть хорошо знакомого «Онегина» и смешать в одном флаконе традиции и инновации. Не удивительно, что Холина и театр нашли друг друга.
Спектакль «Отелло» чрезвычайно сложен по мысли. Детали, образы, символы — все это делает спектакль особенным, отличным от других. И гигантская люстра в центре сцены, и девушки в полностью закрытых костюмах (то ли мысли, то ли чувства, то ли сама смерть), и необыкновенный белый платок, который становится одновременно символом любви и символом смерти — все это зрителям придется расшифровать. Холина не ищет однозначности. Ей важно показать бунтующие души, она мастерски делает это, призывая на помощь пластику, музыку, предметы.
За три часа зрители переживают страх, боль, настоящую любовь. Восхищает и то, как артисты справляются с таким сложным материалом. «Отелло» — не только физический, но и моральный труд. Главная тройка Отелло-Дездемона-Яго играет с такой точностью, что у зрителя бегут мурашки. Григорий Антипенко восхищает мужественностью (от взгляда до поворота плеч), Ольга Лерман — женственностью (ее движения тонкие, плавные, изящные), Виктор Добронравов поражает точностью изображения злодея (чередование мелких шагов и крупных прыжков делает образ нервным и динамичным). Актеры невероятно техничны и каждое движение выверено.
На «Отелло» идти нужно. И не столько потому, что это красиво и талантливо (хотя это тоже важно), сколько из-за необычности. То, что делает Холина — стоит смотреть. То, что делает Холина на этой культовой сцене — важно увидеть. То, что делает Холина с классикой на этой культовой сцене — определенно посетить, а потом и посоветовать другим.