«Евгений Онегин» — успешная театральная версия

Соня Гавори, Суфлер от 4 февраля 2014

Режиссер принимает решение практически полностью сохранить стихи Пушкина и его форму повествования. Вместо того чтобы отдать предпочтение диалогам между персонажами, он акцентирует внимание на голосе рассказчика. Повествование ведется тремя актерами, стоящими на краю сцены, которые наблюдают за развитием действий на сцене. Двое из них это двойники Онегина и его друга Ленского в пожилом возрасте. Подобное раздвоение значительно обогащает глубину восприятия событий зрителем. Актеры-рассказчики заставляют прислушаться к красоте Пушкинских стихов, и позволяют нам вместе с ними нежно и с любовью рассматривать молодых героев, которых ждет несчастная судьба. Они переходят из одного конца сцены в другой конец. Это настоящие главные герои, несовершенная мудрость которых замешана не только на разочаровании, но и на прощении и познании любви. Создается впечатление, что их реплики продиктованы чувствами, которые в них вызывает прошлое. Благодаря изумительному качеству игры мы безоговорочно верим в то, что они нам рассказывают.

Оформление сцены отражает ретроспективное отношение к истории. На протяжении всего спектакля матовое зеркало, занимающее всю заднюю стену сцены, отражает призрачные силуэты актеров. Эта спектральная декорация придает пьесе меланхолический оттенок. В данном обрамлении, олицетворяющем будущую грусть, у молодых актеров появляется возможность с еще большей силой разбрызгивать дух молодости, сначала беззаботной, своих персонажей. Онегин – разочарованный денди, почти жестокий и безразличный к любви Татьяны; Ленский и Ольга – безмятежные жених с невестой; и, наконец, Татьяна – молодая девушка, все наивные и нежные надежды которой растворяются в безграничной радости в тот день, когда она влюбляется в Онегина. Черты характера Татьяны порой слишком нарочиты, очевидно, для того чтобы дать нам понять, что цветок увянет во второй части представления. И здесь тоже именно герои-рассказчики позволяют нам еще больше привязаться к этим незрелым персонажам, которым свойственно ошибаться. Молодой Онегин, который временами нам кажется холодным чудовищем, благодаря своему взрослому двойнику предстает перед нами как человек с душой: играющий его актер, который потрясающе похож на своего молодого двойника, смотрит на свое прошлое «я» одновременно с доброжелательностью и досадой, а к Татьяне обращает взоры, наполненные болезненной нежностью.

В сценах, описывающих некоторые события истории, полностью отсутствуют диалоги. Как в сцене встречи Татьяны и ее мужа, которая кажется особенно трогательной: пожилой человек, сразу осознавший причину грусти Татьяны, садится рядом с ней, чтобы вместе поесть варенья из банки как во времена ее забытой молодости. Это успешная театральная версия. Постановка никогда не кажется исключительно лирической или шуточной, в ней с умом переплетены обе характеристики, в частности благодаря музыке, которой отведено важное место в сценарии постоянной смены регистров. В спектакле также участвуют танцоры, они способствуют равномерному развитию действий, создавая ощущение того, что герои попали в водоворот событий, из которого им не выбраться. И над всем этим грациозно торжествует сила жизни.