«Евгений Онегин» — пылающий романтичный вальс

Денис Санглар, Un Fauteuil pour l’Orchestre от 3 февраля 2014

Московский Театр Вахтангова выступает на сцене театра МС93 в Бобиньи. Прекрасная возможность открыть для себя один из самых престижных русских театров и его школу, Щукинское училище, основанное в 1913 г.

Евгений Онегин, роман в стихах Пушкина, классическое произведение русской литературы, повествует об истории молодого денди Евгения Онегина, ведущего праздный образ жизни, который уезжает из города в деревню. Он знакомится с молодым поэтом Владимиром Ленским, который представляет его семье Лариных. Ленский собирается жениться на Ольге. Татьяна, сестра Ольги, влюбляется в Онегина, который отвергает ее. Во время празднования дня рождения Татьяны он начинает ухаживать за Ольгой. Владимир вызывает его на дуэль и погибает. Онегин уезжает из деревни. Татьяна перебирается в Москву и выходит замуж по расчету за старого генерала. Несколько лет спустя Онегин на приеме вновь встречает Татьяну и заявляет ей о своей любви. Татьяна признается, что по-прежнему любит его, но она не отказывается от своего брака и остается верной супругу.

Постановка отличается неслыханной элегантностью и актерским мастерством. Она похожа на мечту, которую постепенно заносит снегом, тихо падающим на сцену. Здесь есть все: и пылающий романтизм, и порывы чувств, которые медленно тонут в глубокой меланхолии. Русская душа?

Повествование, диалог и тонкие недомолвки — в общем-то мало что сказано, однако, все рассказано. И сделано это мастерски. Визуальный театр, хореографическая постановка, образы обладают такой силой, которая поражает Вас как удар в солнечное сплетение. Празднование дня рождения Татьяны: действие развивается медленно, напряжение растет, Татьяна изнемогает от ожидания, она тешит себя слабой надеждой на то, что придет Евгений Онегин. Представьте: у Вас из рук вырывают аккордеон и грубо бросают во взрослую жизнь. Банка с вареньем, съеденная вместе, скрепляет союз, обрекает на одиночество и разбивает судьбу. Картины, образы сменяются в особом, сдержанном, заторможенном ритме, как карусельные лошадки, придерживаемые за уздцы. Речь не идет о замедлении, нет, кажется, что это попытка задержать неизбежное: назревают драматические события и скоро они взорвут привычный мир. Ускорение ритма, вновь быстрое торможение. Свободные вариации на тему романтизма, переплетенные с поворотами сюжета романа; тайные чувства, переживаемые всеми героями; порывы, которые разбиваются в трепетном ритме постоянно повторяющегося, медленного вальса, этого громкого музыкального лейтмотива, от которого Вы больше не можете избавиться. Иногда возникают неуместные сцены, в которых Вы видите, комическая интерлюдия, как заяц проносится по сцене. Это шалость, это серьезно, это грустно, это одновременно все вышесказанное. Это абсолютное, исключительное мастерство. Ничего лишнего, все передано через оттенки. Это одновременно абсолютная утонченная классика и потрясающая современность. Это удивительный, взрывной парадокс.

В то же время оформление сцены минимально: воспроизведение сцены театра Вахтангова. Несколько скамеек, балетная стойка, кресло, — и вот она провинциальная Россия вся перед Вами. И Москва наступает. Талантливые актеры. Единство труппы, ее сплоченность, несомненно, являются основным ключом к успеху. Труппа бесспорно существует. Ольга Лерман в роли Татьяны сногсшибательна. Девушка-подросток, влюбленная, страстная, раненая женщина с хрупкой психикой, она воплощает Татьяну, потрясающую женщину, вибрирующую от чувств. Возникает странное ощущение того, что она – это создание, которое существует вне произведения Пушкина, он только олицетворяет его. В действительности, это воплощение русского воображения, его глубокой культурности, которая пережила революцию. Достаточно было взглянуть на русских, присутствующих в зале, чтобы понять это. Их внимание, их затаенное дыхание, — все это было потрясающе.