Реплика о спектакле «Пелеас и Мелисаеда»
Никогда не предполагал, что на спектакле по печальной символистской драме о несчастной любви буду сквозь «живые слезы» сострадания до слез смеяться, наслаждаясь молодым лукавым задором главных героев, и даже подхлопывать им во время сногсшибательных «кабаретных» зонгов и танцев. Сегодня это произошло на Арбате в маленьком подвале, где обитает Первая студия Вахтанговского театра.
«Пелеаса и Мелисанду» Метерлинка поставил Владимир Агеев. Во-первых, я был несказанно рад, что Володя, судя по всему, окончательно вошел в рабочий ритм и рьяно взялся за работу! И, по-моему, раскрыл какие-то новые грани своего таланта: яркую вахтанговскую театральность, изумительное чувство стиля и ритма, утонченное владение пластической, изобразительной и музыкальной партитурами. Безусловно, все эти качества были свойственны Владимиру и прежде, но здесь они проявились как-то особенно мощно.
Наверное, это произошло еще и потому, что он нашел единомышленников в лице роскошных молодых актеров студии, которые, на мой взгляд, уже вполне созрели и для большой сцены Вахтанговского театра (не ведаю, правда, имеет ли на них такие планы худрук). Попытался было кого-то из них выделить, да не вышло: все прекрасны! И три пары главных героев, попеременно (а иногда и вместе) появляющиеся на сцене. (Причем, в трех Мелисандах явно чувствуется «ведьминский огнь» булгаковской Маргариты, а в их партнерах — Пелеас — печальный лик лермонтовского Демона-духа изгнания). И обманутый брат Пелеаса — Голо — явный «привет» лермонтовскому же Арбенину. И изумительные «Странные люди» — слуги просцениума, напоминающие «отвязную» турандотовскую троицу. И роскошное трио юных ведьм, отсылающее зрителя к соответствующим шекспировским персонажам…
Мысли и чувства переполняют, но формат ФБ заставляет закругляться. В финале могу лишь повторить то, что кричал на поклонах: Браво, Агеев! Браво, юные вахтанговцы!