В Театре им. Вахтангова выходит спектакль «Улыбнись нам, Господи»
К новой работе Римаса Туминаса обязательно будет приковано всеобщее внимание: ведь предыдущая большая премьера Театра им. Вахтангова, «Евгений Онегин», год назад стала одним из главных событий сезона. И настоящим зрительским хитом: на ближайшие пять спектаклей в марте и апреле билеты уже полностью раскуплены. И если «Евгений Онегин» получился масштабным полотном, где в черном зеркале — основной детали сценографии — отражался огромный исчезнувший мир русской жизни, то новый спектакль должен стать картиной жизни еврейской.
В основу спектакля положена дилогия Григория Кановича, 84-летнего русско-еврейского писателя, родившегося в Литве и ныне живущего в Израиле. Она состоит из романов «Козленок за два гроша» и «Улыбнись нам, Господи» и рассказывает о жизни обитателя местечка каменотеса Эфраима и его детей, а через них — об истории литовского еврейства в первой половине XX века. Спектакль под таким же названием — «Улыбнись нам, Господи» — Туминас уже ставил в 1994 году в Малом театре Вильнюса, но с тех пор прошло двадцать лет, и сегодня эта история наверняка прозвучит иначе. Впрочем, в центре ее будет все тот же сюжет: путешествие 80-летнего Эфраима из местечка в Вильно, где один из четырех его детей, сын Гирш, должен предстать перед судом за покушение на генерал-губернатора. А главной темой, судя по репетиции, на которой мне довелось побывать, станет тема отцовства («Самые несчастные твари на земле — это родители», — вздыхает в спектакле Эфраим), долгого пути, который необходимо пройти, чтобы понять своего ребенка.
Язык Григория Кановича афористичен, его истории почти притчи, хотя в них много и иронии. Одним из самых сильных моментов наверняка станет сцена, в которой все местечко собирает Эфраима и его друзей в дорогу. На наших глазах за считаные минуты из корзин, ящиков, мешков, чемоданов, стульев, табуреток и шкафов на сцене вырастает обоз — огромный как гора или как Вавилонская башня, где есть все, что нужно для жизни. Музыка композитора Фаустаса Латенаса, мощная, тревожная, нарастающая, только подчеркнет размах этого образа: обоз как целый мир, который еврей повсюду носит с собой.
В спектакле сильный актерский состав. Главную роль в разных составах играют две звезды Театра им. Вахтангова — Сергей Маковецкий и Владимир Симонов. Кроме старика Эфраима в путь на той же подводе отправятся и его земляки. Роль одного из них, Шмуле-Сендера Лазарека, исполнят по очереди Евгений Князев и Алексей Гуськов. Второго земляка, Авнера Розенталя, сыграет специально приглашенный на этот спектакль Виктор Сухоруков. Туминас не был бы Туминасом без своей «фирменной» ироническо-гротескной интонации: вот и эти пожилые обитатели местечка карикатурны, но при этом трогательны.
«Улыбнись нам, Господи» преимущественно мужская история. Женских ролей здесь немного, но среди них есть особенный персонаж — Коза. Это единственное живое существо, которое обитает в доме старика (впрочем, собираясь в дорогу, Эфраим прощается еще с пауками и мышами) и очень к нему привязано. Козу играет Юлия Рутберг: в белой одежде и белых сапожках, с колокольчиком на шее, она меланхолично танцует и тихо замирает, обняв Эфраима перед разлукой. И становится ясно, что эта Коза не животное, но и не человек, а некая женская сущность: покорная, верная, тоскующая по ласке.