Г. Канович «Улыбнись нам, Господи»
Римас Туминас снова вошел дважды в одну и ту же реку. Сначала он сделал в Москве новую версию лермонтовского «Маскарада», который много лет с успехом шел в его Малом театре в Вильнюсе. Не менее легендарным был и литовский спектакль «Улыбнись нам, Господи!». Теперь свежее прочтение романов Григория Кановича может увидеть и столичный зритель.
Сегодня мир заново меняет границы и очертания, переносит людей с места на место, заставляя вспомнить о понятиях родины и «земли обетованной». А потому и вечное еврейское путешествие в эту землю, в качестве которой здесь выступает Вильнюс, куда старый Эфраим с земляками отправляется на свидание с сыном-революционером, ранившим высокопоставленного чиновника, обретает притчевое звучание и поднимает вечные вопросы взаимоотношений отцов и детей, своих и чужих… Сценограф Адомас Яцовскис сочиняет новый «ноев ковчег», составленный из чемоданов, сундуков и прочего скарба. Правда, путешествовать придется не по воде, а по литовским лесам, которые вызывают массу эмоций у привыкших к равнинам евреев.
Компания путешествующих весьма колоритна. Строгий монументальный Эфраим – Владимир Симонов. Нервный, темпераментный Лазарек – Алексей Гуськов. Авнер Розенталь в исполнении Виктора Сухорукова похож на шекспировского шута. Философ и комедиант, мечтающий превратиться в дерево, потому что среди деревьев нет нищих, устраивает настоящие представления, последним из которых станет собственная смерть, обставленная здесь торжественно и сентиментально, как настоящее «вхождение во храм».
К этому «ковчегу» то и дело будут прибиваться странные люди: то весьма решительно настроенный Палестинец (Павел Попов), человек в черном и со скрипкой в руках, ищущий альтернативную родину; то некто Хлойне-Генех (Виктор Добронравов), нелепое и одинокое существо, готовое примкнуть к кому угодно, дабы не пребывать в одиночестве. И сколько встреч, столько и коротких историй, в которых участвуют то цыгане, то волки. Спектакль балансирует на трагикомических виражах, заставляя и всплакнуть, и посмеяться. А вот итог его туманен – люди в униформе обольют приехавших в Вильнюс дезинфицирующим раствором да и бросят перед воротами в город. Но ведь у этой дороги и впрямь нет конца, а у истории – финала.
Инсценировка и постановка Р. Туминаса. Сценография А. Яцовскиса. Костюмы А. Яцковските. Музыка Ф. Латенаса.