Яркая российская постановка «Евгений Онегин»
Спектакль Российского государственного академического театра имени Евгения Вахтангова представлен ArtsEmerson и фестивалем «Вишневый сад» на сцене театра Cutler Majestic, Бостон, штат Массачусетс, 6 и 7 июня. Постановил и создал театральную версию романа Пушкина «Евгений Онегин» — Римас Туминас.
Театральная версия романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» девятнадцатого века российского Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова представлена в балетной студии, на фоне огромного, с черным оттенком зеркала, искажающего отражение.
Сгорбившись на стуле в левой части сцены, одетый в тяжелое черное пальто актер Алексей Гуськов играет роль повзрослевшего Онегина, который едва обращает внимание на происходящее, будучи полностью погруженным в свои воспоминания. Он вспоминает свою жизнь, когда распущенным восемнадцатилетним юнцом, легкомысленно запустил цепочку событий, которые продолжают преследовать его. Его второе я, молодого холеного, самовлюбленного Онегина, представляет актер Виктор Добронравов в течение трех с половиной часов постановки.
Алексей Гуськов — лауреат Государственной премии РФ, обладатель многочисленных наград, а также звания Народного артиста РФ, возглавил многочисленный актерский состав, который играл спектакль на своем родном языке к восторгу большого количества своих земляков среди зрителей. Но это меня в качестве носителя английского языка не смутило благодаря яркой визуальной экспрессии постановки, а также субтитрам над авансценой.
Меня очаровали экспрессивные сценические картины, и потрясла талантливая работа актеров, которые смогли чрезвычайно живо передать бурные эмоции главных героев, разворачивая перед зрителями действие пьесы. Наслаждаясь их игрой, я поняла, насколько мало мы знаем о российской театральной жизни, пожалуй, за исключением, лишь немногих переведенных пьес, которые были показаны на Западе и адаптированной для Америки техникой актерской игры Станиславского, который побывал здесь в начале двадцатого столетия.
Творчество Пушкина хорошо известно западной публике благодаря опере Чайковского или балету в трех действиях хореографа Джона Кранко. Молодой Онегин отвергает искреннюю любовь Татьяны Лариной, в которой она признается в знаменитом письме. Онегин был представлен ее семье его лучшим другом Владимиром Ленским, поклонником ее сестры, Ольги. После того как Онегин начал безрассудно флиртовать с Ольгой, Ленский вызвал его на дуэль. К бесконечному сожалению Онегина Ленский был смертельно ранен. Несмотря на свое горе, впоследствии Ольга выходит замуж, а Татьяна встречает аристократа в Москве и становится его женой. Когда Онегин и Татьяна снова встречаются, он признается ей в любви. Но Татьяна отвергает его, хотя также признается, что все еще любит его. В русской литературе или драматургии произведение редко имеет счастливый конец, если такое в принципе возможно.
Руководитель театральной постановки (и вахтанговской труппы) Римас Туминас, превратил «Евгения Онегина» скорее в зрелище или представление, чем в драматическое произведение, талантливо стерев границы между театром, оперой и балетом. Я не раз задавалась вопросом, прошли ли актеры хореографическую подготовку, настолько основателен был их подход. Большое внимание уделил Туминас и оформлению спектакля: порванное письмо, позднее соединенное воедино в рамке на стене, аккордеон на груди Ольги, предполагающий ее живой артистичный нрав, похожая на гроб карета, увозящая Татьяну в Москву…
Туминас опустил многие авторские отступления Пушкина, но очень ярко изобразил женщин, обратив на них особое внимание. Евгения Крегжде, в роли Татьяны, на наших глазах перевоплощается из наивной деревенской девушки в сдержанную и невозмутимую леди из высшего общества. Ольга – ее своеобразный антипод, но и на нее также оказала влияние трагедия, превратив ее в верную долгу супругу, поглощенную обществом, в котором женщине ничего другого не остается, как «удачно» выйти замуж. Туминасу удалось создать яркую запоминающуюся сценическую картину: Татьяна и ее подруги взмывают на качелях в серебристом ареале над головами мужчин.
Хотя первыми словами над авансценой были «воспоминания и покаяние» в начале постановки, сложно поверить, что этот Онегин сделал выводы из пережитого. Он вспоминает прошлое и думает о том, как могли бы развернуться события по-другому, но мы понимаем, что он никогда бы не поступил иным образом, несмотря на переживания героя. Пушкин нарисовал портрет аристократа знатного происхождения с опустошенным внутренним миром, которого ничего не интересует, помимо его воспоминаний и желаний. Автор старался показать нам, что подобная жизнь, в конце концов, ничего не принесет, кроме одиночества и бессмысленного существования.