Счастье — в пути

Алина Артес, Вечером.ru от 2 октября 2014

На фоне общих разговоров о том, что в театрах Москвы репертуар часто повторяется, а названия кочуют из афиши в афишу, найти что-то особенное, уникальное и необычные — задача не из легких. Немного русской классики, немного Мольера, немного современной пьесы… Так или иначе, театральная афиша крутится вокруг этих разделов и редко отходит в какие-то новые стороны. Однако…

«Улыбнись нам, Господи» в театре Вахтангова — постановка не обо всех и не для всех. Новое название в театральном меню отличается и по форме, и по содержанию. Интересно в спектакле даже то, как необычно Туминас видит живое. Лошадь у него — шкаф, а Козочка — актриса Юлия Рутберг.

Герои спектакля находятся в вечном пути. Все три с половиной часа они едут в Вильнюс, хотя уже спустя двадцать минут ясно, что до столицы они не доедут, да и значения это не имеет. Евреи — вечно гонимые и вечно ищущие, в таком хронотопе, пожалуй, смотрятся наиболее органично. Неопределенный год, неопределенная дорога — только вечный путь и поиски смысла и сил. В спектакле поднимается ряд самых разных проблем: и вечный бой между отцами и детьми, и попытки осмысления своего жизненного пути, и разговоры о нациях, социальных положениях и привязанностях. Но зрителю стоит приготовиться. «Улыбнись нам, Господи» — не зрелище, которое можно сразу раскусить и понять. Здесь потребуется напряженная внутренняя работа и до, и вовремя, и после. Что-то останется не ясным, но то, что откроется, поразит в самое сердце.

Не поддается сомнению игра актеров, тут что ни имя, то театральная легенда. Князев, Рутберг, Маковецкий, Сухоруков… Настоящий калейдоскоп имен, созвездие талантов. Пожалуй, самая интересная и неоднозначная линия — у Сухорукова. Однако, это совсем не умоляет достоинств других, поэтому любимчиков здесь выделять не будем. У каждого своя линия, но никто не тянет одеяло на себя, напротив, чувствуется блистательная профессиональная командная работа.

В «Улыбнись нам, Господи», как и в «Маскараде», и «Онегине», много намеков, символов, скрытых значений и разобраться с ними — совсем непростая задача. Кем на самом деле является человек в черной шляпе, почему цыган сначала умер, а потом ожил, а главное, где финал этой истории? На все это у каждого зрителя могут быть свои ответы. Туминас, который поставил постановку о людях в дороге, сам отчасти находится в пути. Каждый сезон его театр создает что-то новое и неизведанное. Но не в этих ли поисках и есть смысл? Не зря же говорят, что истинное счастье — не пункт назначения, а дорога к нему. Быть может, именно к этому идут и герои, и режиссер, и театр?