«Евгений Онегин»

Наташа Трипни, The Stage от 19 февраля 2015

Легендарная поэма Пушкина «Евгений Онегин» в постановке Римаса Туминаса из находящегося на мировых гастролях российского Государственного академического театра имени Вахтангова, преисполнена захватывающей образности. Её отличительные признаки — поразительная точность и удивительная композиция. Задник просторной сцены покрыт зеркалами, и всё пространство оформлено художником Адомасом Яцовскисом так, чтобы напоминать балетный класс. С одной стороны сцены толпятся люди, на другой стоит одинокий Онегин, а между ними — большая тёмная пустота.

В воздухе стоит дымка, материальное отражение сожалений и раздумий, и на наших глазах взрослый Онегин обращается к своему более молодому «я». Татьяна в исполнении Евгении Крегжде — женщина, которая безнадёжно влюбляется в Онегина и отправляет ему письмо с признанием — преисполнена бурной, кипучей энергии. Она буквально сияет юностью и надеждой.

Титры, мелькающие высоко над сценой, словно беспокойная птица, часто кажутся слишком далёкими, чтобы как-то помогать понимать происходящее, а стихотворный перевод воспринимается, как безжизненный. Но сама сцена наполнена жизнью, и многочисленные актёры — всего в спектакле занято 45 человек — проносятся по ней под музыку Фаустаса Латенаса.

Возможно, временами действия слишком много, оно разворачивается на протяжении трёх с лишним часов и иногда сбивает с толку (например, интерлюдия с зайцем), но в течение этого времени встречаются как чрезвычайно остроумные моменты, так и мгновения тишины, а также поистине волшебные сцены: раскачивающиеся на серебряных качелях женские фигуры, вальсирующая с огромным медведем дама, неожиданный буран, покрывающий весь мир персонажей снегом.

Вердикт: Образно захватывающая постановка легендарной поэмы Пушкина