Театр имени Евгения Вахтангова — «Последние Луны»
«Последние луны» — трагедийная постановка на сцене Вахтанговского театра. Проникнутая городским шармом, история двух стариков выделяется из классического репертуара, однако не утрачивает своей современности и ценности. Это в равной степени обусловлено режиссурой Римаса Туминаса, правильно подобранной музыкой Фаустаса Латенаса, сценографией Марии Митрофановой и главными актерскими работами: Василия Ланового в первой части и Ирины Купченко – во второй.
Соседка справа, женщина средних лет, еле сдерживала слезы в первой части, поставленной по пьесе Фурио Бордона «Последние луны», – так пронзала ее игра Ланового в роли готовящегося к отъезду в дом престарелых мужчины. По ходу действия становится понятно, что родной сын фактически выдавливает отца с целью освободить квартиру для своей новой семьи. А у отца не осталось в жизни ничего, кроме воспоминаний: его больше волнует подведение итогов, чем планы на будущее, — про себя он все время ведет диалог с умершей женой. Редкость на сцене: спектакль, в котором основное действие происходит в воображении героя, оставляет ощущение абсолютно реальной истории. На сцене все время есть образ умершей жены (Елена Сотникова), с которой герой разговаривает «про себя» – то, что со стороны никому не видно. Никому, кроме зрителей. Мастерски выстроенный, в нем внятно звучит внутренний голос героя, а энергия, харизма и воля Ланового придают порыву его души форму грустного отчаянья.
Законченность этой части задает музыкальная рамочная композиция: начало и конец знаменуют сочинения Баха, которые любила жена героя. Пожалуй, не было бы такого яркого и лиричного обрамления, скрытые от всех мысли героя показались бы менее значимыми. В финале, когда он прощается с залом перед отъездом в пансионат, на заднике сцены включаются несколько экранов с трансляцией мультфильмов – точка в лучших традициях постмодерна.
Подобную проблему, только со стороны матери, переживает героиня Ирины Купченко во второй части спектакля, поставленной по пьесе Гарольда Мюллера «Тихая ночь»: сын ее уже переселил в дом престарелых и навестил с целью выбить денег на свой бизнес-проект. Такое гендерное разделение проблемы неуместности стариков в жизни показывает, как ее по-разному ощущают дедушки и бабушки. Если отец в первой части внешне выказывал равнодушие к реальности, и только зритель видел его тоску по прошлому в виде постоянного диалога с умершей женой, то мать во второй части – настоящая эмоциональная женщина, открыто тоскующая по ласке и заботе. «А косули, Вернер, если бы ты видел косуль. Зимой они стадами собираются на склоне. И стоят там, прижавшись друг к другу, плотно-плотно (…) Чтобы не замерзнуть», — обращается она к сыну. Но сын за все время так ее и не обнял…
Этот спектакль, поставленный еще в 2008 году, не потерял своей актуальности и сегодня благодаря мастерской игре артистов, «легкой» и современной сценографии с четкими линиями и минимальным реквизитом, точно подобранной музыки. Удивительно – все три часа истории стариков разыгрывались и перед молодежью в зрительном зале, которой, по идее, внутренняя боль старшего поколения должны быть не настолько интересны. Вахтанговский театр сделал правильный выбор, остановившись в раскрытии этой темы на двух пьесах, героями которой стали мама и папа – люди, всегда присутствующие в жизнилюбого из нас. «Последние луны» не дадут вам развлечения, но искусно и ненавязчиво направят ваши чувства в русло любви и заботы к родителям.