Евгений Князев: «Про Мессинга заговорили после фильма»

Марина Яблонская, Городские новости от 7 августа 2015

Евгений Князев – человек очень занятой и, несомненно, организованный и целеустремленный. Ему удается заниматься сразу тремя профессиями. Он – один из ведущих актеров театра Вахтангова, педагог в Театральном институте имени Щукина, а также является ректором этого высшего учебного заведения, куда мечтают поступить тысячи молодых и одаренных людей со всей страны.

Зритель, главным образом, знает Евгения Князева как исполнителя роли самого загадочного человека XX века – Вольфа Мессинга. Но этим летом благодаря фестивалю Фонда Прохорова «Театральный синдром» Красноярск познакомился с театральным актеров Князевым. Он вышел на сцену в спектаклях театра Вахтангова «Анна Каренина» и «Посвящение Еве».

— Всегда ли выдающийся артист становится хорошим педагогом? Или это взаимоисключающие вещи?

— Преподаватель, артист, ректор – это разные профессии. Кому это удаётся это совмещать, кому-то – нет. Например, выдающаяся артистка Вахтанговского театра Юлия Борисова категорически отказывается быть педагогом. Другие мастера нашей сцены – Людмила Максакова, Василий Лановой – не только блистательные артисты, но и замечательные преподаватели, они совмещают эти две профессии весьма успешно.

9 августа – народный артист России, лауреата государственной премии, ректор Театрального института имени Бориса Щукина Евгений Князев отмечает юбилей

К педагогике человек должен иметь талант и призвание. Есть такое понятие «человек эпохи Возрождения» – эти люди одинаково хорошо владели разными профессиями. Например, Леонардо да Винчи – живописец, скульптор, архитектор, учёный, изобретатель, писатель, музыкант – был талантлив во всем. Все зависит от одарённости, отпущенной человеку Богом.

– Когда Вы принимаете на работу педагога в Щукинский институт, на что в первую очередь обращаете внимание?

– Мы их не берем, а воспитываем сами. Это целая проблема художественного образования – в разных городах России сегодня открывают театральные факультеты, где учат на актеров и режиссеров, а это значит, что предполагается, что там есть педагоги по этим творческим специальностям. Но, могу заверить, таких педагогов подготовить очень трудно. Не всякий хороший артист, работающий в театре, может быть наставником молодёжи и направить учеников в правильном направлении. Если раньше было всего четыре высших театральных учебных заведения на всю страну, то сегодня во многих крупных городах выпускаются актеры с дипломами государственного образца. И если мы не будем относиться к своему делу серьёзно, актёрская профессия перестанет существовать. Это ужасно!

– В этом году институт провел выездной отборочный тур в Красноярске. Для чего? Так туго с талантами в столице?

–Конечно, нет! Поступать в институт приезжают со всей страны огромное количество выпускников. И конкурс очень высокий –более ста человек на место. Но вместе с Фондом Прохорова, который организовал замечательный фестиваль «Театральный синдром», мы решили провести прослушивание в Красноярске – может, у кого-то совершенно нет денег на поездку в Москву, и вдруг среди сибиряков мы найдем нового Смоктуновского, который, как известно, родился и начинал свой актёрский путь в Красноярске. Из всех пришедших на экзамены мы допустили к третьему туру трёх молодых людей.

–Что такое Вахтанговская школа? Я слышала разные трактовки этого понятия.

– Этому нет объяснения, существуют разные варианты трактовки актеров, которые учились в Вахтанговской школе. Учебника, который бы объяснял, что такое Вахатнговская школа, не существует. Вахтангов и ,мы, его последователи, характеризуем это направление, как фантастический реализм – яркая форма при глубоком содержании. Мы стараемся быть верными вахтанговским принципам и учить наших студентов актерскому ремеслу, опираясь на традиции. Очень много внимания уделяем актерскому мастерству, музыке, танцам, движению, актёр сегодня должен быть синтетическим. Мне трудно сказать, чем мы отличается от школы-студии МХАТ или Малого театра. По сути, все театральные школы России – это школа Станиславского

– В работу учебного театра института Вы вмешаетесь? Чего не допустите на вузовской сцене?

– У нас кафедральная система работы. Именно педагоги кафедры решают, какой спектакль ставить, рекомендовать или нет его к показу на публике. Могу сделать замечание или пожелание. Но я точно не пропущу спектакль, где нецензурные выражения или голые люди. У нас – актёрская школа, а не режиссёрская, поэтом мы не претендуем на высокую режиссуру. Мы должны своих студентов обучить, прежде всего, ремеслу артиста.

– А разрешается ли вашим студентам сниматься кино?

– Да. Почему нет? Сегодня нет таких строгих правил.

– Когда набирает курс, что должно быть в девушке или молодом человеке, чтобы Вы его взяли?

– Талант, одарённость и желание заниматься профессией.

– А разве можно с первого взгляда увидеть этот талант?

– Его видно сразу. Даже по тому, как человек выходит, можно понять, может ли он захватить аудиторию, умение общаться, реагировать на публику. Может, он еще не умеет пользоваться своим талантом, но энергетика чувствуется сразу. Если она есть, то можно учить ремеслу. Для того, чтобы курс получился сильным, хорошим, нужно сделать правильный отбор. Не научить, а именно отобрать – просмотреть огромное количество человек, и поверить в то, что поможешь им реализоваться. Как и в любой другой профессии, актерскому мастерству нельзя научить, а можно только научиться. Поступить мало, нужно выполнять требования педагогов – читать, учить, репетировать, иначе никакого толка не будет.

– Поменялась ли эстетика театра в 21 веке?

– Меняется время, темп жизни и, конечно же, меняется театр. Если сегодня посмотреть, как играли артисты-звезды 50-х годов, то это кажется наивным и смешным.

Моя бабушка рассказывала, как они ходили на спектакли с блистательной Аллой Константиновной Тарасовой и рыдали, теперь же, когда смотришь записи отрывков из постановок с её участием, эта манера игры кажется немного нелепой.

Например, эталоном Арбенина на сцене для людей старшего поколения до сих пор является Николай Мордвинов, но слушать, как он читает Лермонтова, современному человеку трудно.

Если театр не будет идти в ногу со временем, пользоваться современными сценическими средствами, то он отстанет от жизни и будет не интересен зрителю.

– Ваша самая известная кинороль – Вольф Мессинг. Вы легко согласились на эту работу?

– Легко. А почему мне было не согласиться: два известных режиссёра предлагают главную роль в большом проекте. Было бы глупо не согласиться. Про Мессинга я мало, что знал: что был такой экстрасенс, который показывал фокусы. Это позже понял, что личностью Вольф Мессинг был неординарной. Он, его биография стали для меня раскрываться только, когда я прочитал книгу Мессиннга «Я — телепат». Надо сказать, что до выхода фильма о нём вообще мало, кто знал, его имя называлось не так часто, как сегодня.

– На ваш взгляд, о чем этот фильм: о мистике, о странном человеке?..

–Я играл человека, у которого был особые способности, и то, насколько легко или трудно ему живётся. Представьте, как непросто тому, кто может, встретив человека, предугадать его будущее, судьбу. Чего только стоило Мессингу доказывать всем, что он не шарлатан, а что, действительно, обладает уникальным даром.

– А как случилось, что Вы сыграли Мессинга в кино второй раз, но уже в фильме про Василия Сталина «Сын отца народов»?

– На эту роль был утверждён другой артист. И когда уже почти сняли картину, продюсеры посмотрели фильм и сказали, что страна полюбила Мессинга-Князева, и народ не поймёт, если увидеть не его. Поэтому картину переснимали со мной.

Досье:

Евгений Владимирович Князев – российский актёр театра и кино, ректор Театрального института им. Б. Щукина, Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации. Родился 9 августа 1955 года, недалеко от Ясной Поляны (Тульская область). По первой специальности – горный инженер. Закончил Тульский политехнический институт, а после – Щукинское училище, в 1982 году принят в Театр имени Евгения Вахтангова. С 1994 года преподаёт в Театральном институте им. Бориса Щукина, с 2003 года — ректор. Сегодня среди его ролей в театре – Каренин в «Анне Каренине», Арбенин в «Маскараде», Эрик Ларсен в «Посвящение Еве», Шмуле-Сендер Лазарек в «Улыбнись нам, Господи» и др. Снялся в более тридцати фильмах. В том числе в картинах «Пятый ангел», «Вольф Мессинг», «Вангелия», «Орлова и Александров», «Дом с лилиями».