На совместное творчество они получили благословение свыше
Александр и Елена МИХАЙЛОВЫ: «Встреча рассчитана по «Формуле любви» Александра и Елену Михайловых многие помнят по фильмам его — по «Формуле любви», ее — по «Полетам во сне и наяву». На недавнем фестивале «Арзамасские купола» они сразу же полюбились публике. А в кулуарах признались корреспонденту «НН», что им очень понравился прием зрителей и уровень конкурсантов. Вместе с участниками фестиваля актерская чета посетила и Дивеево, ведь, как оказалось, уже много лет Михайловы совмещают работу в театре с работой в храме.
Уно, уно, ун моменто
— Александр, в свое время вы сыграли Ромео в нашумевшем телеспектакле Анатолия Эфроса, Михайло Ломоносова в одноименном фильме, но, пожалуй, все же самая известная ваша работа — в картине Марка Захарова «Формула любви». Как проходили съемки? — Это был замечательный период в моей жизни. Я уже закончил институт, отработал в театре. В фильме снимались замечательные артисты — Леонид Броневой, Татьяна Пельтцер, они очень помогали молодым. Было так интересно! Но, если честно, я тогда не относился к этой роли серьезно, в отличие от театральных. Ведь «Формула любви» — это комедия. Позже я думал, почему фильм оставляет такое светлое впечатление? Ведь, если говорить начистоту, то Калиостро боролся с Богом, хотел вывести ту самую формулу любви и доказать, что человек сильнее Творца. Но в результате все же получается, что Бог все равно победил. В книге Алексея Толстого этого нет. Финал, где Калиостро покаялся и сдал себя властям, придумал Григорий Горин. — А это правда, что роль молодого помещика Алексея была для вас в чем-то автобиографичной? — Да. В молодости я был очень похож на своего героя, таким же витающим в облаках юношей. Когда прочитал сценарий, сразу понял — это про меня. В конце фильма мой герой взрослеет, женится, у него начинается новая жизнь. И у меня было так же. — Говорят, что именно фильм связал вас и с вашей будущей женой? — Мы с Леной познакомились, когда работали в детском театре. Но имя Елена для меня отчетливо прозвучало как раз, когда снималась «Формула любви». Лоренца, перечисляя имена, называет и его. И я почему-то это запомнил. Так что действительно, наверное, можно сказать, что фильм как-то предопределил нашу встречу. Сейчас мы вместе работаем в театре Вахтангова. Играем там два спектакля — «Тихая моя Родина» и «Матренин двор» по Солженицыну.
Обоюдный путь
— В 70 — 80-е вы с Еленой были известными и любимыми публикой актерами, все у вас складывалось как нельзя лучше, и вдруг вы оба надолго пропадаете с экранов, со сцены. Что произошло? Елена: — Как-то Саша сказал мне, что у него такая тяжесть на душе и он не знает, что с этим делать. Тогда я предложила ему пойти к отцу Николаю Ведерникову. Этот батюшка в свое время мне очень помог… Александр: — Это был такой путь обоюдный. Все случилось еще в середине 80-х. И сейчас мы совмещаем работу в театре с работой в храме. — Но ведь считается, что актерская профессия нацелена больше на карьеру, на успех… Елена: — В свое время, конечно, нам хотелось показать и себя, но все изменилось. Мы ведь на 20 лет вообще ушли из театра. Александр: — Тогда, в 90-е, было много «разлагающего» материала, и мы просто испугались. Мы физически просто не могли все это играть. Да и после той же «Формулы любви» это было бы как-то неправильно, наверное. Вообще, эта картина стала событием в жизни не только для нас, но и для многих других снимавшихся там актеров. У Лены Валюшкиной, например, потом очень интересно судьба сложилась (в «Формуле любви» она сыграла невольную спутницу графа Калиостро Машу. Кстати, среди ее последних киноработ — комедии «Горько!» и «Горько!-2». — Ред.). — Елена, вы снимались в «Полетах во сне и наяву». Общались ли вы тогда вне съемочной площадки с Олегом Янковским? — Конечно, он и домой к нам приходил. Он, кстати, был крещеный, но говорил, что у него жена больше «по этой части». Но незадолго перед смертью сказал: «Молитесь за меня». И мы за него молимся.