Вдовьи посиделки

Валерий Модестов, Планета Красота от 18 декабря 2015

Нынешняя осень для Вахтанговского театра необыкновенно урожайная – премьеры следуют одна за другой. Есть среди них и любимые зрителями комедии – не всё же о высоком. Комедия – благодатный для театров жанр: это и зрители, и сборы, и язвительная пресса, которая «злыми рецензиями» делает спектаклzv дополнительную рекламу.

Уже в само́м названии спектакля Альгирдаса Латенаса «Девичник над вечным покоем», поставленного по пьесе американского киносценариста и продюсера Айвона Менчелла «TheCemeteryClub / Кладбищенский клуб», заключен вполне определенный намек на комедию. И все-таки это не совсем комедия в общепринятом понимании этого слова. Скорее это лирическая драма, в которой есть место скорби, печали и улыбке.

Мысль о том, что жизнь ценна сама по себе, не нова, но возвращаются люди к ней только тогда, когда теряют родных или близких. Героини спектакля – три уже немолодые женщины – знают об этом не понаслышке. Почти одновременно они потеряли мужей, и теперь ежемесячное посещение кладбища стало для них главным событием жизни.

Познакомившись на ниве печали и одиночества (дети выросли и живут отдельно), они образовали нечто вроде клуба во главе с Дорис (Ольга Чиповская), которая самозабвенно посвящает всю себя памяти о горячо любимом Аби. В отличие от нее Ида (Юлия Рутберг) согласна «изменить» своему Мёрри, чтобы начать жизнь с начала, если появится достойный мужчина. Люсиль (Марина Есипенко) и вовсе выглядит «дамой без тормозов», которая  готова пуститься во все тяжкие, хотя, возможно, это только маска, за которой скрывается тоска о «ходоке Гарри».

Три женщины, три характера, три взгляда на жизнь в спектакле, полном светлой грусти, оптимизма и американского юмора («И вообще – нам пора идти, а то опоздаем». – «Куда опоздаем? Ты понимаешь, что говоришь? Они что, убегут с кладбища, не дождавшись нас?»). Ведь эта история – о любви. О любви к жизни, которая «ценна сама по себе».

Обычно перед походом на встречу с прошлым подруги собираются в гостиной у Иды, чтобы поговорить о том, чем там заняты их мальчики.

Ида. С Мёрри все понятно – он сейчас сидит, курит сигару, пепел с нее вот-вот упадет и прожжет дырку в облаке.

Люсиль. Так…сегодня воскресенье, значит, Гарри сейчас откроет газету на странице по продаже недвижимости и начнет орать, что тридцать лет назад он не купил дом на Парк Авеню всего за двадцать пять тысяч.

Дорис. Аби точно пошел гулять, он всегда по воскресеньям ходил на прогулку.

Но даже в самом стойком ритуале случаются сбои. Неожиданно скромной, заботливой хлопотунье Иде улыбнулось счастье. Она понравилась вдовцу Сэму (Юрий Красков), на которого положила глаз Люсиль. И интрига закрутилась – налицо явная угроза «кладбищенскому клубу» («мы видели, как ты им увлеклась, и мы запаниковали от одной мысли, что распадется наша троица»).

Сцена сборов подруг на очередную свадьбу их приятельницы Сельмы, которая «меняет мужей, как чулки», – ключевая с точки зрения развития интриги и раскрытия характеров героинь, и сыграна она блестяще. Появление еще одного одиночества – разбитной, постоянно пританцовывающей Милдред (Елена Сотникова) – подстегивает события, заставляя волноваться Люсиль и Иду…

Пересказывать взаимоотношения персонажей в авантюрной комедии то же самое, что рассказывать детектив с конца – исчезает магия «ожидаемого сюрприза». Но я уверен, что эту далеко не самую интеллектуальную и смешную пьесу стоило поставить за одну только сцену, когда Ида узнает, кто помешал их любви с Сэмом. Обыденную сцену, которая, благодаря таланту двух блистательных актрис, двух «вахтанговок» – Юлии Рутберг и Марины Есипенко, – достигает поистине шекспировских трагических высот.

«И вы знали и сделали из меня посмешище, когда он пришел сюда с Милдред. Всё это время вы обе знали: что это произойдет!?» – вопрошает героиня Рутберг. И от этих слов сердце замирает в груди.

Столь же убедительно прозвучало признание Люсиль, героини Есипенко, которое она столько лет прятала под маской успешной «охотницы за мужчинами»:  «С тех пор как Гарри умер, я не спала ни с одним мужчиной, если хочешь знать!.. Я не хотела, чтобы меня жалели. Я хотела всем показать, что мне наплевать. Что… что я достойна лучшего, что мне безразличны его любовницы. Я хотела, чтобы он посмотрел вниз со своего облака и увидел, что я не одна. Чтобы он почувствовал себя так, как я себя чувствовала все эти последние годы…»

Я видел, как в этот момент глаза зрительниц увлажнились.

Спектакль «Девичник над вечным покоем» поставлен в «вахтанговской традиции», когда на сцене царят актеры, игра, импровизация. Человеку нужен смех, без него жизнь скучна, а порой и невыносима. Но на этот раз смех получился печальный, зрители смеялись, чтобы не плакать.