«Возьмите зонт, мадам Готье»

Анна Бояринова, niktaroff.com от 24 декабря 2015

Спектакль «Возьмите зонт, мадам Готье» в московском театре им. Евг. Вахтангова (премьера 13 октября 2015 года) – прекрасный подарок всем театралам на новогодние праздники. Режиссер Владимир Иванов поставил на новой сцене театра лиричную историю на 2 часа 40 минут, в которой есть место всему: и живой легенде нашего театра Юлии Борисовой – у нее главная роль, и молодым выпускникам Щукинского театрального училища, и французским песням о любви, и афоризмам на все случаи жизни, и жизненной драме, и чуду, и новогодней елке. А последнее добавляет постановке еще и незабываемого праздничного шарма.

Старенькая, но все еще милая и очаровательная мадам Катрин Готье (Юлия Борисова) пытается убежать от взрослых детей своего недавно умершего мужа – они хотят ее закрыть в психиатрической лечебнице. Дело в том, что существенную часть состояния месье Готье отдал ей, а родных детей фактически оставил ни с чем. Она укрывается в одной из гостиниц в Альпах. Однако дети настигают ее и тут. Тогда мадам Готье не остается ничего, кроме как спрятаться в комнатах, где новогодние каникулы проводят воспитанники как раз той психиатрической лечебницы, куда ее чуть было не отправили. И вот тут начинают открываться в жизни всех героев смыслы, о которых в суете дней даже ни догадаться. Помогает этому хозяин гостиницы (Андрей Ильин) – он занимает сторону не столько мадам Готье, сколько истины.

Мелодией, которая открывает действие, стала знаменитая тема из песни «Опавшие листья», известной во всем мире по исполнению Ива Монтана.  Здесь этот выбор отнюдь не выглядит пошлым – напротив, эта тема как бы оживляет ту счастливую жизнь, которую прожила вместе с мужем мадам Готье. Зритель сразу понимает, что для обоих значила эта любовь. Тот случай, когда одна, звучащая фоном, мелодия может рассказать о десятках лет до разыгрываемых событий. Кроме того, эта песня любима зрителями, она открывает в памяти их личные истории. Так музыка объединяет и героиню на сцене, и зрителей в зале.

Сценография лаконична и элегантна. Традиционно для вахтанговцев,  много свободного пространства. Зритель видит приемную гостинцы – здесь происходят все действия. В углу – высокая новогодняя елка. Вокруг нее, как предвестник чуда, которое случится в финале спектакля, подарочные коробки. Справа – дверь в комнату воспитанников лечебницы. Слева – стол-бюро хозяина отеля. В глубине – три двери в комнаты, где остановились дети Готье.  

Юлия Борисова, отметившая в этом году свой 90-летний юбилей, демонстрирует великолепную физическую и творческую форму. По роли ее героини приходится много бегать и суетиться – она отлично со всем справляется. При этом в ее героине чувствуется крепкий стержень, основанный на любви к жизни во всех ее проявлениях. И эта любовь подтверждает свою справедливость – у воспитанников психиатрической лечебницы она ни раз находит защиту.

Андрею Ильину в лице хозяина гостиницы досталась роль некого посланника свыше – его слова ни раз наводят на мысли, что пред зрителем разыгрывается красивый и добрый спектакль-притча. «Точнее формулируйте запрос туда», – говорит он, характерно поднимая руку вверх. Или вот, комментируя одного из сыновей Готье: «Не отличил бы, кто из них пациент, кто – член паралмента…» Сказанные с расстановкой, эти и другие фразы героя Ильина становятся некими маячками, на которые зрителю предлагается ориентироваться в оценке происходящего.

Молодые вахтанговцы, многие из которых пришли в театр всего год назад, удерживают действие от падения в догматику. Они вполне уравновешивают прописные истины своей энергией и задором, с которыми подошли к ролям психически нездоровых людей. В их исполнении они становятся не столько больными людьми, сколько не до конца понятыми обществом. И более того, в некоторых сценах они так кокетливо и лихо справляются с актерскими задачами, что их персонажи предстают здоровее здоровых.    

О развязке упоминать не стоит – пускай это останется интригой. Тем более, что Владимиру Иванову удалось выстроить действие так, что даже бывалые театралы задаются вопросом: чем же все кончится? Этот спектакль станет прекрасным событием в жизни каждого – до конца зимы его еще дадут на новой сцене театра, где все прекрасно видно ото всюду, еще семь раз. И билеты продаются по вполне демократичным ценам – от пятиста рублей.