Услышать тишину любимой Родины

Священник Олег Мартынов-Скавронский от 11 декабря 2015

31 октября, в рамках XII фестиваля “Серебряная Псалтирь” на Малой сцене ДК “Октябрь” был показан спектакль “Тихая моя Родина” Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова.

Спектакль построен как собрание музыкально-поэтических композиций, песен и стихотворений, объединенных одной общей темой и настроением: это разговор со зрителем о нашей Родине — и большой, и малой, о судьбе, боли и величии России, и о любви к тому месту, где родился и рос, где живет детство. Это задушевная беседа друзей, которым есть и о чем поговорить, и есть о чем помолчать, которым хорошо и тепло вместе.

Среди авторов поэтических произведений самые разные имена: и те, что составляют золотой фонд отечественной поэзии, и не менее талантливые наши современники: Анна Ахматова и иеромонах Роман, Булат Окуджава и матушка Людмила Кононова, Игорь Северянин, Иосиф Бродский, Николай Гумилев вместе с Владимиром Щукиным, иеромонахом Никоном (Пашковым), Владимиром Волковым. Н.Рубцов, В.Набоков, Д.Новиков, А. Суханов, Е. Муссалитина и другие — 15 мастеров поэзии, песни, музыки. Отметим, что среди них есть и участники, и лауреаты, и просто друзья нашего фестиваля “Серебряная Псалтирь”.

И все это богатство воспринято, прочувствовано, творчески переработано и мастерски подано зрителю Владимиром Ивановым, автором сценической версии и режиссером-постановщиком спектакля.

Главные в сценическом действе — Александр и Елена Михайловы, известные актеры театра и кино, исполнители духовных стихов и песен. Их творческий и жизненный путь сложен и замечателен: обретя веру в Бога и сделав Православие главным в своей жизни, они оставили успешную карьеру в кино и театре и в конце 80-х годов стали петь в церковном хоре. Но их большой и подлинный талант в новой, церковной жизни заблистал другими гранями: их дуэт стал исполнять духовные авторские песни, они посвятили все свое творчество раскрытию и передаче людям духовных сокровищ русской поэзии, как классической, так и современной. Отказавшись однажды, ради Бога, от своего актерского призвания, они снова обрели его, спустя немало лет, уже обогащенные опытом жизни по вере, узнав верные ориентиры, настроив душу к творчеству подлинно духовному. И вот Господь Сам возвращает им сцену, на которой они уже не просто занимаются актерством ради самореализации, игрой ради славы человеческой, но как то возвышенное место, с которого они могут теперь, всей силой своего таланта, светить людям светом Истины, согревать их души теплом Божией любви — через музыку, поэтическое слово, песню… Спектакли “Матренин двор” по А.И. Солженицыну, “Пропала совесть” по М.Е. Салтыкову-Щедрину, а с 2011 года — спектакль-концерт “Тихая моя родина” — новая страница творчества Александра и Елены в Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова.

И те дубненцы, которым посчастливилось в субботний вечер 31 октября прийти в ДК “Октябрь”, смогли сами оценить глубину и проникновенность картин русской жизни, широкими и яркими мазками, живописно и искусно набросанных творческим коллективом супругов Александра и Елены Михайловых.

Малый зал ДК “Октябрь” оказался действительно мал: пришлось даже изыскивать дополнительные места для всё приходивших зрителей. Много знакомых лиц: прихожане наших дубненских храмов, возраст самый разный, даже дети.

После приветствий свет в зале погас и перед зрителями возникла комната, где стол, предметы на нем вся и обстановка словно приглашала всех стать гостями, поучаствовать в неспешном, искреннем разговоре. И полились звуки стихов и мелодий, возникло единое пространство музыки и слова, в котором чистый и сильный тенор Александра и по-женски проникновенный, бархатный альт Елены вступили между собой в беседу, в симфонии с голосами гитары, скрипки, флейты и виолончели, то опираясь на них и вплетая себя в ткань их созвучий, то их преодолевая и подчиняя звук инструмента голосу человека, звучанию и глубине поэтического слова.

Мастерски подобранная смена то задумчивых и печальных, то озорных и широких, удалых мелодий не раз высекали искры улыбок и аплодисментов у отзывчивой дубненской публики. Актерам раз за разом удавалось включать зрителей в свою беседу — не заставляя, но приглашая разделить с собой и светлую радость, и тихую грусть размышлений, воспоминаний, переживаний.

Когда же слово было дано музыкальным инструментам, им тоже нашлось, что сказать зрителям. Вот яркое пятно света выхватило из полумрака сцены гитариста-виртуоза Евгения Иванова — и вдруг зал, словно волной накрыли звуки вальса — яркие, динамичные, захватывающие.

А вот аранжировка в духе классической музыки эпохи барокко простой и незатейливой русской песни “В темном лесе…” в исполнении трио скрипки, флейты и виолончели выявила глубинное родство народной и классической, русской и западноевропейской музыки, их взаимопроникновение и взаимосвязь.

И даже такой смиренный и незаметный музыкальный инструмент, как треугольник, в руках Александра смог найти и свой голос, и свое особое место в общем созвучии, просто и уверенно расставляя нужные акценты и привлекая внимание зрителей к важным моментам музыки и поэзии.

Полтора часа пролетели как один миг — миг, который, по словам одного из зрителей, позволил, отстраниться от монотонного шума будничной суеты, от ее черезчур яркого мелькания, всмотреться, наконец, в себя, в свою душу, в Россию, расслышать тишину и тихий голос всего того дорогого и милого сердцу, что зовется Родиной, тихой нашей Родиной…

“В шумном мире звуков радости и горя Здесь умеют слушать и не говорить. Здесь умеют, не ругаясь и не споря, День прожить, простить и поблагодарить.

Здесь вода в ключах в жару послаще мёда, Мёд по осени прозрачнее воды, Здесь на Пасху Божий день длиннее года И молитвы благодатны, и труды…”

  Владимир Волков