Память на троих
Пьесу Айвона Менчелла «Девичник над вечным покоем» давно приметили российские театры. На то есть причина: три дамы бальзаковского возраста, объединившиеся в клуб тоскующих вдов, – лакомые роли для хороших актрис. В спектакле Альгирдаса Латенаса, выпущенном на большой сцене Театра им. Евг. Вахтангова, в состав девичника входит великолепное актерское трио: Юлия Рутберг, Марина Есипенко и Ольга Чиповская.
Трех совершенно разных на первый взгляд женщин объединяет одно горе – ранняя потеря любимых супругов. Собираясь раз в месяц, они не только вместе ходят на кладбище, навещая могилы мужей, но и сплетничают, играют в карты, рассказывают анекдоты, болтая за кружкой чая. Каждая переживает утрату посвоему. Скромная интеллигентная Ида (Юлия Рутберг), кажется, полностью посвятила себя внукам, махнув рукой на свой внешний вид. Эффектная Люсиль (Марина Есипенко) щеголяет в роскошных нарядах, отчаянно кокетничая с каждым первым встречным. Чопорная Дорис (Ольга Чиповская), всегда одетая в черное, живет памятью об ушедшем муже, что, однако, не мешает ей интересоваться жизнью подруг. Действие постоянно перемещается из квартиры Иды, постоянного места встреч вдовьего клуба, на кладбище и обратно, вечерний пейзаж горящих окнами небоскребов сменяется туманной дымкой, окутывающей место последнего приюта. Слаженный женский ансамбль дополняет Андрей Красков в роли Сэма, встреча с которым неожиданно вносит перемены в жизнь подруг, отвлекая от ежемесячного ритуала.
В спорах о том, как жить дальше, каждая доказывает свою собственную правоту: Дорис – назидательно, даже авторитарно, Ида – тихо, но настойчиво, и только Люсиль порхает, словно беспечная бабочка, скрывая за непрерывным щебетанием собственную растерянность. Спектакль Альгирдаса Латенаса выдерживает золотую середину между фарсом и трагедией; он наполнен мягким юмором и тихой тоской, грусть и радость в нем сменяют друг друга, как и в жизни, неразделимо существуя рядом.