Память на троих

Валерия Гуменюк, Театральная афиша от 1 февраля 2016

Пьесу Айвона Менчелла «Девичник над вечным покоем» давно приметили российские театры. На то есть причина: три дамы бальзаковского возраста, объединившиеся в клуб тоскующих вдов, – лакомые роли для хороших актрис. В спектакле Альгирдаса Латенаса, выпущенном на большой сцене Театра им. Евг. Вахтангова, в состав девичника входит великолепное актерское трио: Юлия Рутберг, Марина Есипенко и Ольга Чиповская.

Трех совершенно разных на первый взгляд женщин объединяет одно горе – ранняя потеря любимых супругов. Собираясь раз в месяц, они не только вместе ходят на кладбище, навещая могилы мужей, но и сплетничают, играют в карты, рассказывают анекдоты, болтая за кружкой чая. Каждая переживает утрату по­своему. Скромная интеллигентная Ида (Юлия Рутберг), кажется, полностью посвятила себя внукам, махнув рукой на свой внешний вид. Эффектная Люсиль (Марина Есипенко) щеголяет в роскошных нарядах, отчаянно кокетничая с каждым первым встречным. Чопорная Дорис (Ольга Чиповская), всегда одетая в черное, живет памятью об ушедшем муже, что, однако, не мешает ей интересоваться жизнью подруг. Действие постоянно перемещается из квартиры Иды, постоянного места встреч вдовьего клуба, на кладбище и обратно, вечерний пейзаж горящих окнами небоскребов сменяется туманной дымкой, окутывающей место последнего приюта. Слаженный женский ансамбль дополняет Андрей Красков в роли Сэма, встреча с которым неожиданно вносит перемены в жизнь подруг, отвлекая от ежемесячного ритуала.

В спорах о том, как жить дальше, каждая доказывает свою собственную правоту: Дорис – назидательно, даже авторитарно, Ида – тихо, но настойчиво, и только Люсиль порхает, словно беспечная бабочка, скрывая за непрерывным щебетанием собственную растерянность. Спектакль Альгирдаса Латенаса выдерживает золотую середину между фарсом и трагедией; он наполнен мягким юмором и тихой тоской, грусть и радость в нем сменяют друг друга, как и в жизни, неразделимо существуя рядом.