Не все дети становятся взрослыми
В Театре имени Евг. Вахтангова состоялась необычная премьера. Режиссер Александр Коручеков и его ученики – студенты Щукинского училища – предложили юным зрителям спектакль по сказке Джеймса Барри «Питер Пэн». После успеха в прошлом сезоне студенческого спектакля «Кот в сапогах» можно говорить о традиции сохранения преемственности Школы и Театра, о чем мечтал Вахтангов
Он как прежде был маленьким мальчиком,
а она уже взрослой женщиной.Но он ничего не заметил, потому что был занят собой.Джеймс Барри. «Питер Пэн»
«Все дети, кроме одного единственного на свете ребенка, рано или поздно вырастают». А этим единственным ребенком вот уже более ста лет является двенадцатилетний Питер Пэн, который воплощает мечты многих недорослей о вечном «празднике непослушания». Персонаж этот появился на свет в 1904 году благодаря сказочной повести шотландского писателя сэра Джеймса Барри «Питер Пэн в Кенсингтонских садах / PeterPanintheKensingtonGardens».
Несмотря на автобиографический сюжет повести и явную симпатию к ее героям, напоминающим родственников автора, Джеймс Барри считал, что «реальные дети, хотя они милы и даже прекрасны, по натуре своей безответственны, легкомысленны и бессердечны, не способны ни на самоотверженность, ни даже на элементарную самодисциплину. Настоящими людьми им только предстоит стать, причем обязательно с активной помощью взрослых».
Веселье, ничегонеделанье, отсутствие забот и бесконечные приключения – это, конечно, здорово, но до поры до времени. Взрослея, человек пускается в новые, не менее увлекательные приключения, но теперь уже по удивительной и бескрайней стране Жизнь – со всеми радостями и невзгодами, встречами и расставаниями, приобретениями и утратами ее непредсказуемых маршрутов и неожиданных остановок в пути. И страна эта намного интереснее владений фей в Кенсингтонском парке.
Не желающий взрослеть мальчик никогда не станет «скучным взрослым», это – факт. Хотя совсем необязательно, что все взрослые обязательно скучные. Но при этом он никогда не узнает вкуса первого поцелуя, не почувствует замирания сердца от встречи с любимой, не испытает поддержки верного друга, счастья мук творчества, успеха в карьере и радостей семейной жизни, не увидит своих детей, внуков, племянников…
Так что сказочный Питер Пэн заслуживает не столько восхищения, сколько сочувствия. Законсервировавшийся в своем ребячестве, он не способен ни на привязанность, ни тем более – на дружбу. Окружающие Питера Пэна малыши – это всего лишь товарищи по игре. Вырастая, большинство из них уходит во взрослую жизнь, а он и ему подобные остаются.
Оглянитесь вокруг, и вы увидите множество современных Питеров Пэнов – веселых, резвых дитятей всех возрастов, – которые не желают обременять себя заботами, привязанностями, ответственностью, которые хотят наслаждаться жизнью «здесь и теперь». Превыше всего они ценят возможность тусоваться и делать всё, что только взбредет в голову, а при возникновении проблем притворяться, что их не существует.
У психоневрологов появился с недавних пор термин – «синдром Питера Пэна», обозначающий «ненормально затянувшееся мальчишество, неумение и нежелание мальчиков взрослеть».
Сказочный Питер Пэн появился в доме Дарлингов среди ночи в сопровождении феи Чинь-Чинь. Фея существо славное, но жутко ревнивое: из-за безответной любви к Питеру она бывает порой злобной и даже мстительной ко всем потенциальным соперницам. Для окружающих Чинь-Чинь выглядит как яркое золотистое пятнышко, которое звенит, когда хочет что-то сказать. Как и все феи, Чинь может умереть, если близкие люди перестанут верить в фей.
Своими рассказами Питер Пэн увлек юных Дарлингов – Венди и ее младших братьев Джона и Майка – лететь с ним в волшебную страну фей, где времена года меняются ежечасно, где полно крокодилов, краснокожих индейцев, пиратов и совсем нет родителей, где можно постоянно играть и веселиться. И началась сказочная кутерьма. Однако через какое-то время «вечное веселье» стало надоедать, дети заскучали и захотели домой – к мамам и папам. А Питер Пэн остался, обещая навещать их раз в году, но, конечно, забыл. Когда он вновь прилетел к Дарлингам, то девочка Венди уже выросла, она вышла замужем и у нее родилась дочка Джейн…
Спектакль получился живым, веселым, напоминающим больше игру, потому что всё в нем было понарошку, но всерьез и с выдумкой. Юные артисты были на высоте. Щукинское училище славится подготовкой «синтетических актеров», успешно работающих в любом сценическом жанре. Ребята демонстрировали профессиональную выучку (спасибо педагогам!) и вдохновенно исполняли изобретательную режиссуру Александра Коручекова, работающего в вахтанговской традиции с ее особым вниманием к актерам, к игре, к импровизации…
Вчерашние подростки нутром чувствовали своих персонажей, легко перевоплощаясь в Питера Пэна (Юрий Цокуров), фею Чинь-Чинь (Евдокия Маляр), девочку Венди (Евгения Ивашова), ее брата Джона (Фёдор Парасюк) и даже забавного малыша Майка (Геннадий Вырыпаев), а еще – в «потерявшихся мальчишек», в сказочных пиратов и даже в Капитана Крюка (Сергей Котюх) и в чету Дарлингов (Арсений Зонненштраль и Екатерина Мирошкина).
Но главное внимание режиссера и актеров было обращено к юным зрителям. Психика детей плохо приспособлена к мысли о дисгармонии окружающего их мира. Поэтому «Питер Пэн» – история глубокая, философская, с фрейдистским подтекстом – в интерпретации вахтанговцев предстает доброй сказкой со счастливым концом.
Дети остро чувствуют любую фальшь и бескомпромиссны в своих оценках. Судя по их реакции, этот спектакль им понравился.
Особо следует сказать о талантливой работе художника Максима Обрезкова, которому удалось создать атмосферу сказочного детства.
Блестяще сыгранный юными «щукинцами» спектакль весьма актуален сегодня. Ценен он, прежде всего, тем, что заставляет подростков и взрослых задуматься над двумя очень важными вопросами: так ли это хорошо вечно оставаться ребенком и почему одни «озорники и придумщики» становятся артистами и изобретателями, а другие остаются на всю оставшуюся жизнь мальчиками, якобы не желающими становиться обыкновенными скучными взрослыми?
Хочется надеяться, что, вернувшись после спектакля домой, ребята будут играть не только в Питера Пэна, а еще в пап и мам, врачей и космонавтов, поваров и таксистов, в шахматы, шашки, нарды, «Монополию»… Эти игры будят фантазию ребят и готовят их к взрослой жизни.
Закончить хочу важной, на мой взгляд, информацией об авторе: «В 1929 году писатель Джеймс Мэтью Барри (1860–1937) передал все права на издание «Питера Пэна» детской больнице на Грейт Ормонд-стрит. Этот дар позже был включен в его завещание с одним условием, что суммы отчислений никогда не будут обнародованы». Любопытно, способен на такое его знаменитый герой?