Игры любви и частных случаев
Хореограф Анжелика Холина ставит балеты для драматических артистов. На большой вахтанговской сцене идут ее «Берег женщин», «Анна Каренина», «Отелло». В этом сезоне у Театра им. Вахтангова появилась новая сцена, теперь танцуют и там.
Исполнителей Холина не щадит. И двухчастную композицию «Мужчины и женщины» сочинила без скидок на отсутствие у них хореографического образования. Выжала семь потов, накрутила пластических головоломок. Но вахтанговской молодежи подобные «экзекуции», похоже, ужасно нравятся. Все танцуют азартно, с полной отдачей сил – как физических, так и душевных.
В камерном пространстве все виднее. Словно под увеличительным стеклом расцветают достоинства исполнителей, но и огрехи усиливаются. Анжелике Холиной такое обстоятельство на руку. Пластические оговорки и неловкости непрофессиональных танцоров – еще одно мощное средство выразительности. Ей важно, чтобы актеры прежде всего оставались собой, важны их доверительность и искренность. В танце естественном, озорном, то своенравном, то нежном оживают причуды любви, ее хитросплетения, тайны и странности. Череда сценок – череда частных случаев. Вот полноватый человечек, словно стесняясь самого себя, бережно несет букетик для любимой. Вот супермен, мачо, любитель и любимец женщин наслаждается поклонением толпы. Вот две красотки не на шутку соперничают изза авантажного красавца. Вот романтически настроенный юноша лелеет свою дорогую, единственную, ограждая от бед, бурь и недобрых взглядов… И все это время звучит музыка из классических балетов. Фрагменты из «Жизели», «Дон Кихота», «Праздника цветов в Дженцано» и множества других старинных постановок, приятных уму и сердцу балетоманов, воскресают в памяти сами собой. Там – победительные фуэте, прыжки из кулисы в кулису, пуанты, попытки коснуться небес, чарующая легкость. Здесь – проза жизни, попытки преодолеть себя. Там – любовь сказочная и красивая. Здесь – как в жизни