От Чехова к Достоевскому. Фильм «Находка» с Алексеем Гуськовым

Рубрика «Апостроф Жана-Кристофа Бусона», Журнал «Фигаро», Франция от 11 марта 2016

Дорогие читатели-любители русской культуры, знакомы ли Вы с творчеством Владимира Тендрякова? По прошествии почти ста лет после Антона Чехова этот советский писатель вновь обратился к теме восторженного вздоха перед величием и красотой природы, создал героев, потрясённых темами Мироздания, Добра и Зла. В его произведениях примерно одинаковое количество грешников и рыбаков. Например, как в его морозной и леденящей душу повести «Находка» (повесть на французском можно прочитать в сборнике “Leprintempss’amuse” издательства Gallimard).

Главный герой — Трофим Русанов, инспектор рыбнадзора, ставящий себя на место Закона, который следует соблюдать неукоснительно (чем он вызывает неприязнь окружающих), — попадает в заснеженную чащу, вдалеке от человеческого жилья, где находит брошенного младенца. Трофим предпринимает нечеловеческие усилия, чтобы дойти до людей живым и с живым ребёнком. Его мучит чувство вины и одновременно стремление воздать чудовищной матери за её преступление.

Вслед за Звягинцевым («Возвращение», «Левиафан») и Кончаловским («Курочка Ряба», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына») режиссёра Виктора Демента относят к когорте мастеров, создающих фильмы-притчи. Природа Карелии в тридцатиградусный мороз, захватывающие дух пейзажи, их цельность — и происходящие на этом фоне события, темы, затрагивающие различные черты личности: от наиболее светлых до наиболее тёмных.

В прокат во Франции фильм «Находка» вышел 16 марта под названием “Criminel” (Преступник). Фильм ставит перед аудиторией множество нравственных вопросов. Возникает ощущение тёмного туннеля, в конце которого виден свет. Только вот выход ли это — или огни поезда, сносящего всё на своём пути?

Может ли путь, которым идёт Русанов, привести к искуплению? Может ли чеховская картина превратиться в повествование в стиле Достоевского?

В роли инспектора — Алексей Гуськов (зрители могли видеть его в «Концерте», вскоре увидят в фильме «Идеал» Фредерика Бегбедера), его игра великолепна, как только может быть великолепна игра тех русских актёров, которым доступно мастерство одним взглядом, одним жестом, тишиной, которая громче звука, передать всю глубину чувств и эмоций.