Островский у Вахтанговцев

Алина Артес, Wecherom от 28 марта 2016

Пьеса Островского на сцене театра Вахтангова — решение несколько неожиданное. Тем более, если эта пьеса «Гроза» (трудно найти материал, который в наших театрах ставят чаще и активнее). Однако Вахтанговцы как всегда отличились: «Гроза» получилась гимном одиночеству и сильнейшему репертуарному театру.

В новой постановке нет школьного деления на «Темное царство» и «Луч света», а вместо дождя с неба падают огромные зеленые яблоки. «Гроза» Уланбека Баялиева — блестящее режиссерское полотно, где каждый шаг продуман до мелочей. Парадоксально, но факт. На Малую сцену в день премьеры пришла добрая половина труппы Вахтанговского театра. Были здесь и директор, и художественный руководитель. Еще до начала спектакля было понятно, что новая постановка необычна и чем-то примечательна. Так и вышло.

Спектакль молодого режиссера полностью вписался в уже существующее Вахтанговское пространство, внеся при этом изрядную долю новизны. У Баялиева нет положительных и отрицательных персонажей. Его Катерина — натура ищущая и страстная, а Кабаниха — сложная и противоречивая. Традиционного конфликта между невесткой и свекровью нет, зато есть конфликты внутренние.

Интересно и то, как режиссер смешивает трагическое и комическое. Он сознательно вводит в историю двух по-настоящему смешных персонажей — кота Тишку и странницу Феклушу. Даже в самых серьезных сценах автор добавляет элемент комичности, а в самых смешных моментах дает нам погрустить. Мизансцены, которые выстраивает режиссер, придуманы очень здорово. Особенно ему удаются сцены с тремя персонажами. Так, в моменте, когда Тихон прощается с женой Катериной, и та просит его остаться или взять с нее какое-либо обещание, режиссер сознательно вводит веселого кота, который недалеко от главных персонажей крадет блины, а позже лежит с набитым животом. Баялиев показывает нам жизнь такой, какая она есть: где хорошее соединяется с плохим, а смешное с грустным.

Финальная сцена также решена в неожиданном ключе. Мы привыкли, что в конце Катерина остается одна на обрыве, а впереди нее лишь Волга и желание обрести покой. В новой версии пьесы нет ни обрыва, ни Волги. Героиню Евгении Крегжде (Катерина) поднимает на руки персонаж Витайлиса Семеновса (Кот). Это и является заключительным аккордом истории.

Спектаклем «Гроза» Вахтанговцы еще раз доказали, что являются одной из сильнейших команд в современном театре, а события Малой сцены — особенная история, пропускать которую не следует. Оказалось, что даже Островский может смотреться на старом Арбате свежо и необычно.