А с неба — яблоки греха…

Ирина Шведова, Московская правда от 8 апреля 2016

На Новой сцене Театра им. Евг. Вахтангова продолжается парад новых постановок, удивляющий не только количеством спектаклей, но и разнообразием выбранного материала.

Только что состоялся показ еще одной премьеры: режиссер Уланбек Баялиев вместе с художниками Сергеем Австриевских (сценография), Ольгой Нестеренко (костюмы) и композитором Фаустасом Латенасом (его музыка в спектакле — просто чудо) представили свою версию главной пьесы Александра Островского «Гроза». И эта «Гроза», несмотря на трагедийность сюжета, одарила озоновой свежестью, и так после нее легко задышалось!..

Возвращается мода на пьесы Островского. Их ставят теперь не только в Малом театре и не только маститые режиссеры, а и молодые, раскрывая все новые и неожиданные подтексты и ракурсы спустя полтора века после создания пьесы. Уланбек Баялиев — режиссер не начинающий, но совсем еще молодой, и это плюс. «Половодье чувств» буквально захлестывает сцену, что подчеркнуто опрокинувшейся мачтой с парусом — судно потерпело кораблекрушение. Это крушение жизни главной героини — Катерины Кабановой, которая мечтала взлететь, полюбила по-настоящему, да из-за этой-то любви и погибла. В этом спектакле есть самое важное — героиня, такая, как ее удивительно глубоко играет Евгения Крегжде. Совсем еще девчонка, босоножка, которая никак не может привыкнуть к участи, уготованной ей в мрачном, не ставшем родным домом мужа и свекрови. Ежедневными домостроевскими ритуалами и церемониями свекровь — блистательная Ольга Тумайкина — пытается навести ужас на домочадцев, но плохо ей это удается. С каким-то ожесточением она наматывает на голову бедной Катерины кику (головной убор замужней), пытаясь укротить уже замеченные порывы невестки к непокорности. Девица дочь Варвара (Екатерина Нестерова) гуляет напропалую с Кудряшом (Евгений Пилюгин), сын Тихон (Павел Попов, который в этой роли заявляет о себе как об очень интересном артисте), затурканный материнской гипер-опекой и постоянными указаниями, только и рвется поскорее выбраться на волю.

Да и сама богатая купчиха несчастлива в своем доме: вдова, молодая еще, полная нерастраченных сил, она вынужденно подавляет либидо, хотя ее сосед — купец-самодур Дикой (Александр Горбатов) явно имеет на нее виды, да и она явно не прочь предаться любовным утехам. Но… положение обязывает, и мать семейства потихоньку «гнобит» свою молодежь, не испытывая, однако, никакого удовле-творения, ведь прекрасно понимает, какой «недотыкомка» ее сын, бесплодная невестка, ненадежная Варька, которая под конец сбежала-таки с любовником. Кабанихе, которую Ольга Тумайкина играет явно вопреки традиции русского театра (пример Веры Пашенной), очень тяжело жить в этом замкнутом мире крошечного городка Калинова, где новости приносит лишь странница. Ах, эта Феклуша! Всем Феклушам Феклуша! Очаровательный Евгений Косарев внес в довольно страшную историю нотку юмора. Как же озорно играет он странницу с ее «страшными» рассказами про «песьи головы», какие у него замечательные пластика и мимика! Вот, наверное, самый счастливый человек в этом сюжете! А уж текст, который вложил автор в уста Феклуши, звучит так современно, так актуально, просто диву даешься.

Есть в спектакле и совсем необычные моменты — например, появление «новых» персонажей. Кулигин, конечно, на своем месте. Его очень интересно играет Юрий Красков в образе городского сумасшедшего. А вот обаятельнейший Кот, или Несчастный Счастливец (Виталийс Семеновс) — плод фантазии режиссера, как и Старый пес (Анатолий Меньщиков). Эти персонажи вносят в действие некоторое разнообразие, а Кот — единственное существо, которое до конца понимает терзания Катерины, будет рядом в момент ее смерти. Именно к нему потянется Катерина, потухшая, брошенная всеми. Да, мужчина, которого она полюбила, запретной любви к которому отдалась со всем пылом, оказался слабаком. Леонид Бичевин играет его именно таким, и для Катерины это было последним ударом, толкнувшим на самоубийство. Даже не признание в грехе, которое в спектакле сопровождается ударами грома и молнией в виде… россыпи сочных зеленых яблок. Так нетривиально режиссер решает знаменитую сцену и так отдает дань своему учителю, выдающемуся режиссеру Сергею Женовачу. Кто бывал в его Студии театрального искусства, тот поймет, что это за яблоки. А мастер между тем сидел в первом ряду и, судя по всему, радовался за ученика. Как и зрители, которым новый спектакль вахтанговцев точно пришелся по вкусу. Удача. Как и было сказано.