“Мнимый больной” на сцене Театра Вахтангова

Иван Кедров, Театральный сезон от 29 сентября 2016

Сценическая коробка Большого зала Театра Вахтангова превратилась в арьерсцену: горой навалены стулья, то тут, то там стоят гримировальные столики. Закулисье. Из светящегося проема усталой поступью выходит человек в камзоле и пышном парике. Это Актер. Не торопясь переодевается в домашний халат и берет в руки текст новой пьесы: «Три и два – пять, и пять – десять, и десять – двадцать; три и два – пять. «Сверх того, двадцать четвертого – легенький клистирчик…» Это – рамка спектакля, а дальше начнется комедия-балет «Мнимый больной», веселое представление, в котором вы увидите гениального Сергея Маковецкого, оперную певицу, раздвигающуюся до невозможного во время взятия высокой ноты и танцующих горилл.

Свой 96-й сезон Государственный Академический Театр имени Евг. Вахтангова открыл премьерой «Мнимого больного». Приглашенный художественным руководителем Римасом Туминасом румынский режиссер Сильвиу Пуркарете, выбрав для постановки в театре им. Вахтангова знаменитую пьесу Мольера, не ставил цели развеселить публику до колик и, уж точно, не искал новых форм. «Конечно, есть большой соблазн ежеминутно «взрывать» зал, вызывая реакцию публики. Но, позволю себе заметить, что есть такие спектакли, где важна лишь мимолетная улыбка зрителя. «Мнимый больной» — из их числа.» — сказал Пуркарете и создал спектакль о «театре в театре», о людях, которые посвящают театру всю жизнь, и о театре, который становится жизнью. Зная историю самой первой постановки, странно было бы ожидать чистого веселья на сцене, ведь «Мнимый больной» стал последней пьесой Мольера, игравшего роль Аргана. В то время как он писал и репетировал пьесу о человеке, маниакально озабоченном своим здоровьем, придумавшем себе мнимую болезнь и окружившим себя докторами-шарлатанами, самого драматурга уже подточила болезнь реальная. С трудом отыграв четвертый спектакль, Мольер скончался и, по злой иронии судьбы, у его постели не оказалось ни одного врача. В вахтанговском спектакле это уже он, а не безымянный актер, отхаркивая кровь выйдет на негнущихся ногах на поклон, все же доиграв свою роль.

Но печальная история смерти Мольера и слова Пуркарете о безусловной важности легкой улыбки на лице зрителя, самого зрителя от громкого смеха не уберегли, ведь пьеса – смешная, а исполнители – великолепные. В спектакле все преувеличенно театрально и неестественно, но тем и смешно: лица актеров резко выбелены, камзолы и парики времен Мольера уступают место костюмам и платьям эпохи «немого кино», что скорее подчеркивает непреходящую актуальность пьесы, чем режиссерские изыски. Увлеченные игрой, артисты вдруг «зависают» и, за неимением суфлера, начинают листать текст пьесы в поисках забытых слов. Отец и сын Диареусы, похожие на живых мертвецов, приезжают к Аргану в продолговатых ящиках.

Влюбленной в Аргана служанке Туанетте (блистательная Ольга Тумайкина) достаточно скинуть туфли на каблуке и нацепить очки с накладным носом и вот она уже – бродячий лекарь, советующий больному плюнуть на предписания врачей и начинать питаться сплошным холестерином (любовь и народная медицина – страшная смесь).

Прерванные звонком на полуслове, актеры как ни в чем не бывало покидают сцену – антракт. Сергей Маковецкий неожиданно выходит из образа Аргана и начинает играть Сергея Маковецкого. Между действиями (как никак это комедия-балет) народ веселят Полишинель и танцующие гориллы, которыми некоторые зрители после спектакля очень возмущались: «А гориллы-то тут при чем?!» А при том, что из песни слова не выкинешь и все эти интермедии были придуманы самим господином Мольером. Предельно театрально, абсурдно и хоть не до хохота, но смешно. Театр как он есть.

Несмотря на элементы комедии-дель-арте и сцены с переодеваниями, не стоит ждать от спектакля ежесекундных «гэгов» на потребу публике. Это не та комедия. Это смешная, но вместе с тем грустная история об актерах, безраздельно преданных своему делу и забывающих о себе в угоду профессии.