Концентрированная театральность. Легендарная «Мадемуазель Нитуш» на сцене ДИ «Нефтяник»
Спектакль «Мадемуазель Нитуш» занимает в репертуаре Театра им. Евгения Вахтангова особое место. Этот «долгожитель» на протяжении целых двенадцати лет собирает аншлаги и восторженные зрительские отзывы. Не стала исключением и сургутская публика: два показа, заполненный зал на обоих, овации. В чем секрет такого успеха?
«Мадемуазель Нитуш» в прочтении режиссера Владимира Иванова – спектакль многослойный. Для каждого зрителя эта музыкальная комедия станет именно тем, в чем он наиболее нуждается и что сумеет в ней самостоятельно разглядеть. Кто-то воспримет постановку как яркий праздник и будет наслаждаться актерской игрой, музыкой, комическими трюками и впечатляющим оформлением. Кто-то запомнит ее как занимательную, красиво показанную и со вкусом рассказанную любовную историю и тоже получит свою долю удовольствия. А наиболее внимательные догадаются, что не внешние эффекты и сюжет здесь главенствуют. Самобытный режиссерский взгляд, самозабвенная игра и новое воплощение знакомого сюжета, – все это есть в «Мадемуазель Нитуш», радостном гимне искусству сцены, актерскому куражу и творческой свободе. «Артист всегда быть должен в кураже», – вот одна из реплик, ключевых для понимания сути происходящего.
В основе музыкального спектакля вахтанговцев – сюжет одноименной оперетты Флоримона Эрве. Грезящая о сцене юная воспитанница пансиона Дениза (Евгения Крегжде) выясняет, что ее строгий учитель пения Селестен (Александр Олешко) втайне сочиняет развеселые оперетты и известен в кругах завзятых театралов под именем Флоридор… Героев ждет много приключений, курьезных ситуаций, погонь, расставаний и узнаваний, – все как полагается в водевиле. Персонажи, разумеется, типажны: начальница монастырского пансиона – ханжа с бурным прошлым артистки кабаре, очаровательная и любопытная простушка-воспитанница, живущий и дышащий искусством сочинитель-маэстро, самовлюбленная примадонна, блестящий, но туповатый вояка-полковник, молодой офицер – повеса и гуляка, чудесным образом преображающийся после встречи с главной героиней… Типажи, амплуа, маски. Но игра актеров вахтанговской труппы делает их трогательными, живыми, по-человечески нам близкими и понятными. Актеры не просто заставляют образы заиграть новыми красками, а делают их живее, сложнее и глубже.
Так, в Денизе Евгении Крегжде эталонная инженю органично уживается с бойкой, озорной, кокетливой и деятельной субреткой. Актрисе досталась очень непростая роль, ведь трудно по-новому подать образ главной водевильной героини. Но Евгения Крегжде достойно справляется со своей задачей, наделяя Денизу поразительной энергией и обаянием.
Умопомрачительная начальница пансиона в исполнении Марии Ароновой – это и комическая старуха, и хлопотливая мамаша-наседка для своих многочисленных “ласточек”, и греховодница, и просто женщина как таковая, тоскующая вовсе не по веселью и забавам юности, а по взаимной любви. Мария Аронова по-настоящему убедительна в этой острохарактерной роли, однако было бы неверным превозносить лишь комедийный талант актрисы. В некоторые моменты маска нелепой и смешной “фрекен Бок” сползает, делая заметной внутреннюю драму героини. А как Гортензия вспоминает молодость! В самом деле видишь перед собой вместо корпулентной блюстительницы морали озорную рыженькую красотку-танцорку. Подобно мечущемуся между наносным и подлинным Флоридору, начальница разрывается между собой настоящей и тем образом, коему с переменным успехом пытается соответствовать.
Наряду с Гортензией основной комический заряд в спектакле несут маэстро Флоридор и полковник Шато-Жибюс (Артур Иванов). Даром, что этих двоих столкнули лбами любовные интересы. Флоридор Александра Олешко – это чудак, воплотивший в себе самые очаровательные стереотипы об идейных служителях искусства. Он открыт миру, немного наивен, но вместе с тем ловок и изобретателен. А крикливый, шумный, энергичный, по-военному прямолинейный и приземленный полковник так похож на свою сестру-начальницу, что мог бы сойти даже за ее сына. И полковник, и Гортензия одинаково любят покомандовать и активно вносят в действительность толику творческого хаоса. Вот прибывший в пансион посмотреть на свою нареченную лейтенант де Шамплатро (Кирилл Рубцов) по требованию начальницы на глазах у зрителей преображается в старичка-чиновника, дабы благопристойность не нарушать-воспитанниц не смущать. А вот прячущийся в гримерке от полковничьего гнева Флоридор наспех выряжается в платье и женский парик. Какой водевиль обходится без переодеваний, перевоплощений и открытого приема?
Игра, музыка, пение, пластика, – явить все это за один раз и в огромных количествах под силу только актерам-универсалам, одинаково хорошо владеющим и голосом, и речью, и лицом, и телом. Спектакль дает прекрасную возможность оценить диапазон творческих возможностей труппы. Каждый персонаж чем-то примечателен, о каждом можно говорить и говорить, – будь то начальница, или Флоридор, или трогательный в незатейливой типичности своей судьбы пожилой унтер-офицер Лорио (Анатолий Меньщиков), или простая, как первобытная чувственность и грубо-притягательная, как сам жанр фарса, служанка Урсула (Денис Самойлов). Все они яркие, запоминающиеся и с любовью сыгранные. Каждый вносит в общую картину собственный, неповторимый оттенок. Азарт, взаимодействие с залом, условность и простодушие, – актеры, что называется, уходят в отрыв, сами наслаждаются происходящим. Так, постепенно и незаметно легкая, как розовый занавес, оперетта и старая добрая комедия положений преображаются в настоящую оду Талии и Мельпомене.
Театр в театре, оперетта про оперетту, актрисы, играющие актрис. «Мадемуазель Нитуш» – это концентрат театральности, когда игра и импровизация становятся самоцелью, а зрителю остается только поддаться волшебству и обаянию происходящего, не думая о правдоподобии, мере-чрезмерности и прочих земных вещах. Этот спектакль подвластен только законам чистого искусства. Театр здесь – это не просто главная цель героев, а полновластная и, пожалуй, единственная движущая сила. Он многолик и позволяет любить себя разной любовью, с каждого спрашивая по способностям. Полковник и Шамплатро бегут на очередную премьеру из-за красивых женщин-актрис; опереточную приму Коринн (Марина Есипенко) прельщают слава и всеобщее поклонение; Дениза и Флоридор одержимы страстью к игре и музыке. Это – грани одного явления, пусть неравноценные, но всегда неизменные. Здесь невозможно не отметить еще одну важную особенность: Коринн и Дениза – это две разные сценические судьбы, два противоположных способа реализоваться в актерской профессии. Одна любит себя в искусстве, а другая – искусство в себе. Одна играет и на сцене и вне оной, а другая умеет вовремя выйти из образа. Актриса по жизни и актриса по призванию… Но театр, сцена и закулисье – это не только актерские труд, радости и горести. Суетливый, норовящий сэкономить на триумфальном венке автору, ловко бегающий от кредиторов, но способный в решающий момент мужественно принять на себя и все риски, и главный удар директор театра (Павел Любимцев), вечно подвыпивший помреж (Михаил Васьков) и болеющий за успех общего дела так, как не может никакая прима, рабочий сцены (и снова Денис Самойлов!), – эти персонажи тоже выписаны подробно и любовно.
Театр здесь не только сила действующая, но и объединяющая. Столь не похожие друг на друга люди оказываются в одном месте в одно время, меняют маски, выдают себя за тех, кем не являются, чтобы потом сорвать все личины и предстать такими, какие есть на самом деле. Парадокс: сцена способствует вовсе даже не обману и лицедейству, а высвобождению искренности и подлинной сути. За кулисами встречаются Дениза и Шамплатро, избавленные от всех надуманных преград и смехотворных условностей. Но и здесь не все так однозначно. Да, спектакль о любви, но в первую очередь – к сцене и запаху кулис. Если финальная песня счастливо воссоединившихся влюбленных воспринимается только как милая, очаровательная и желанная дань законам жанра, то сольная партия героини Евгении Крегжде во втором действии – явление иного порядка. «В театре, в театре жизнь обретает смысл», – эти строки в устах здешней Денизы звучат по-настоящему вдохновенно. Сцена для героини (и, наверное, для самой актрисы) – первая и главная любовь. Но а статному красавцу Шамплатро придется смириться с ролью второго плана в жизни этой достойной ученицы маэстро Флоридора.
«Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр», – писал Дени Дидро. На подмостках сходятся вместе прошлое и будущее, развлечение и думы о вечном, зрелище и тонкие материи, небывалые совпадения и самые что ни на есть логичные и закономерные вещи. Театр поистине всеобъемлющ.
Режиссер Владимир Иванов создал гротесковую, наполненную остротами, импровизацией и легкой злободневностью постановку. “Мадемуазель Нитуш” – это музыкальная комедия с двойным дном. Надо только не обманываться внешним – яркостью, декоративностью, зрелищностью, – а побольше внимания обращать на детали. Ведь в театре ничего не бывает просто так, а каждый спектакль – это либо размышления, либо высказывание. Однако высказываться можно не только о наболевшем и тревожащем, но и о любимом тоже. Эта постановка – режиссерское высказывание о театре, признание в любви делу своей жизни. “Любите ли вы театр так, как люблю его я?” Если да, то “Мадемуазель Нитуш” Театра им. Евгения Вахтангова станет для вас чем-то большим, нежели жизнерадостная оперетта.