Евгений Князев: Современная драматургия не вызывает желания ее ставить
Вечер «Дом из стихов» состоялся в Татгосфилармонии. Народный артист России Евгений Князев читал любимые стихи перед полным залом. В эксклюзивном интервью порталу «События» ректор «Щуки» делится своим мнением о кино, театре и образовании.
Евгений Князев — российский актёр театра, кино и телевидения, театральный педагог, ректор Театрального института им. Б. Щукина. Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации. В программу его сольного поэтического вечера в Казани по программе абонемента «Поэтические вечера в филармонии» вошли классические произведения советского периода. Поэзия Владимира Маяковского, Николая Асеева, Давида Самойлова, Марины Цветаевой, Ярослава Смелякова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского и других.
— Те стихи, которые я исполняю в «Доме из стихов», выбраны мной случайно и не случайно. Я не так давно стал читать стихи на сцене. Началось это с телевидения. Канал «Культура» предложил мне выступить у них в программе «Послушайте». Меня года два или три приглашали, чтобы я принял участие, я все не соглашался. Потом я согласился, и они у меня спросили, что я буду читать. Все, кого я ни предлагал, уже были заняты. Потом я сказал, что сам сделаю подборку поэтов. В итоге в программу вошли эти произведения.
— Поэзию каких зарубежных авторов вы предпочитаете? И почему они не вошли в эту программу?
— Из зарубежных авторов я читаю испанскую поэзию, у меня есть программа «Танго пьет соло», где я читаю Борхеса, Лорку, Орасио Феррера, у меня есть целая программа «Пиковая дама» Пушкина, я читаю «Бориса Годунова» с оркестром, также есть программа, где я читаю «Гарри Поттера» (!) с оркестром. Но в казанскую филармонию меня пригласили именно с этой программой.
— Как вы оцениваете уровень современной драматургии?
— Вот, я работаю в театре Вахтангова. Сколько бы мы не говорили, и сколько бы ни говорил наш руководитель Римас Туминас, что нужно сделать современную драматургию, которая была бы интересна зрителю, ее нет. И поэтому у нас в театре в основном и в большей степени делают классическую литературу и классическую драматургию, к большому сожалению. Современная драматургия почему-то не производит того должного впечатления на наш театр, чтобы ее захотелось поставить.
— Кто из современных писателей вас привлекает?
— Я видел современных авторов на сцене БДТ (Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова, — Ред.). Например, Ивана Вырыпаева — пьеса «Пьяный», и сделано это не плохо, но почему-то тема меня не взволновала. Я видел пьесу, поставленную Сигаревым «Алексей Каренин», и это было интересно и неожиданно, но, все равно, «Анна Каренина» глубже, серьезнее, и мы в театре у себя играем только ее, а не «Алексея Каренина», хотя пьеса написана хорошо, и автор сумел написать ее языком, который свойственен Льву Толстому. Писателей хороших, интересных на сегодняшний день гораздо больше, которые производят на меня сильное впечатление, начиная от Алексея Иванова, Захара Прилепина, Дмитрия Быкова, Татьяны Толстой, то есть много писателей, а вот с драматургией как-то не ладиться.
— Вы тоже считаете, что при таком обилии сценаристов в стране нет хороших сценариев?
— Всему нужно учиться. Это дело серьезное. Сценарий может быть одной из самых главных составляющих кино. Драматургия — это главная составляющая театра. И для этого нужны одаренные люди, которые имели бы к этому писательскому труду талант. Если мы берем театр, то драматургия на сегодняшний день есть, но почему-то трудно вычленить то, что хотелось бы играть. Я не могу дать ответ на вопрос «Как будет дальше?», я не драматург, я и сам ищу хорошие сценарии. На сегодняшний день я читаю сценарии, и если они мне не нравятся, и я понимаю, что это опять «кино-мыло», я не соглашаюсь в них сниматься. Были у меня приличные сценарии, например, написанный Виктором Мережко (народный артист России, сценарист, драматург, кинорежиссёр, — Ред.). Хороший драматург, хороший писатель, он мне предложил сняться, я с удовольствием это сделал.
— Считаете ли вы, что российский кинематограф находится на недостаточно высоком уровне?
— Что касается кино, и в частности диалогов, то они неловкие. Когда мы читаем диалоги Чехова, они на язык приятные. А те диалоги, часто в кино-сериалах, звучат иногда нелепо. Когда драматург и киносценарист, серьезные и с писательским даром, там и диалоги прописаны хорошо. Такое ощущение, что люди не ходят по улицам, не слышат, как разговаривают люди между собой, какие обороты фраз используют, какие построения. Даже когда читаешь или смотришь посредственные американские фильмы, диалоги там просто потрясающие, они замечательно написаны, они не будут нести со сцены мусор. Публика уже и сама пресытилась некачественными фильмами, абсолютным отсутствием в них духовности, и то, что я нахожусь в зале филармонии, говорит о том, что людям это нужно. И мне сказали, что в казанской филармонии возродили чтецкий абонемент, и люди потихонечку стали ходить на эти концерты.
— Как вы думаете, почему среди театральных зрителей редко встретишь молодых?
— Я считаю, что театр надо насаждать. Деканы факультетов должны говорить, что, пока студент не побывает на филармонических концертах или не сходит на тот или иной спектакль, и не напишет по нему работу, зачет или экзамен педагоги ставить не должны. Это нужно насаждать, как насаждается образование. Иначе никак. Я сам работаю ректором и студентов, которые хорошо учатся, их десяток процентов. Остальные плохо учатся, а дипломы им все равно выдают. Сейчас такое положение в вузах: идет подушевое финансирование, если вуз отчислит студента, то у него отнимаются деньги и поэтому держат всех подряд. Учиться надо самим. В первую очередь надо начинать воспитывать себя, свою душу. Если человек хочет чего-то добиться, достичь в жизни, нужно обратить внимание на самого себя. У нас в театре Вахтангова всегда набит зал. Несмотря на то, что у нас нет ни одной комедийной постановки, у нас студенты, молодежь, и еще огромное количество людей, они приходят, потому что им показывают хорошо, по-настоящему, так что я считаю, что проблема того, что молодежь не ходит в театры, она не повсеместна.