Нам темны дела царей

Татьяна Филиппова, Театральная афиша от 1 марта 2017

Один из лучших спектаклей минувшего года, «Царь Эдип» был поставлен Театром Вахтангова совместно с Национальным театром Греции, впервые сыгран в античном амфитеатре Эпидавра, на одной из самых древних сцен мира, и, как говорят очевидцы, превосходно в нее вписался, хотя снискать успех на этом клочке земли удавалось далеко не всем: случались и громкие провалы.

Форму, обычную для античной трагедии, главный режиссер вахтанговского театра Римас Туминас оставил почти без изменений: хор, как и положено, комментирует действие, причем на греческом языке. Безупречное звучание хора настолько важно для режиссерского замысла, что спектакль будет идти только в те дни, когда в нем смогут участвовать греческие певцы.

Античную тему рока, которому никто не в силах противостоять, поддерживает великолепная сценография Адомаса Яцовскиса, постоянного соавтора Римаса Туминаса. Катящаяся по сцене огромная серая труба настолько точно передает образ наваливающейся на человека беды, что при каждом ее появлении по коже бегут мурашки.

И зрителя, как и две с лишним тысячи лет назад, охватывает ужас, когда раскрывается замысел богов и один из самых счастливых людей на земле, царь Эдип, превращается в самого несчастного. Фиванский царь (Виктор Добронравов в этом спектакле сыграл одну из своих лучших ролей) не в силах вынести душевную боль и стыд, ослепляет себя, а его супруга лишает себя жизни.

Римас Туминас считает, что в центре этой истории – именно она, Иокаста, а не Эдип. Людмила Максакова играет царицу женщиной, которая много лет назад совершила убийство и носит его в себе, обезумев от горя. Когда тайна начнет приоткрываться, за ее плечами появятся белые крылья как знак той муки, через которую ей пришлось пройти и от которой она скоро избавится.

И зритель уйдет с ощущением того, что стал свидетелем и античной трагедии, и вполне современной истории о хрупкости власти и коварстве судьбы, которая может сделать изгоем любого из сильных мира сего.

www.teatr.ru