«Бенефис» в Театре имени Евгения Вахтангова

Михаил Филатов от 1 января 1970

29 апреля спустя почти полгода после премьеры в декабре 2016 г. получил прекрасную возможность еще раз посмотреть «Бенефис».

На самом первом премьерном спектакле после сложного периода репетиций уже было очевидно, что «Бенефис» получился, что он несомненно станет событием театральной жизни Москвы. Но все-таки наверное тогда еще участники спектакля находились в творческом поиске, примеривались к своим героям, продолжали искать какие-то особые краски их характеров и осваивались в калейдоскопе оригинальных ситуаций, задуманных режиссером в развитие уже очень известного сюжета пьесы..

И вот прошло полгода и какое самое главное впечатление? Я увидел классный настоящий вахтанговский спектакль, созданный и сыгранный в самых лучших знаменитых традициях вахтанговской школы и прославленного театра. Смешение фарса, водевиля, драмы и комедии — все это присутствует в «Бенефисе» и заставляет зрителей то весело и дружно хохотать над репликами героев то сочувственно помолчать, принимая непростую завязку отношений двух одиноких и уже не очень молодых сердец.

Уже многократно была отмечена в отзывах и рецензиях одна из основных творческих удач создателей «Бенефиса»: оказавшись в начале свидетелями гротесковой по сути ситуации поиска главной героини и завязки «спектакля в спектакле», мы, зрители, очень скоро забываем об этом фарсе и уже, не принимая во внимание «внедренного в пожарном порядке» в спектакль пожарного, проникаемся проблемами и перипетиями Софьи Ивановны, Татьяны и Игоря. По моему мнению, сейчас, спустя несколько месяцев, эта интереснейшая идея режиссера В.В.Иванова на стадии «проникновения» в образы разыгрывается В.А.Этушем, О.Тумайкиной и Е.Князевым с еще большим азартом, остроумием, иронией, когда артисты того самого театра, вынужденные принимать условность главной героини и готовые в начале спектакля подколоть, поиронизировать, подтрунивать над ним (над нею?), спустя некоторое время полностью принимают своего партнера «на равных» и сюжет блестяще развивается далее со всеми заданными перипетиями. Все участники спектакля во главе с В.А.Этушем, заряжающим зал просто морем обаяния, заставляют зрителей забыть обо всем кроме этой фантасмагоричной предновогодней истории. И это так здорово, потому что на примере «Бенефиса» его авторы и исполнители, использовав прием, который так любят сегодня режиссеры (взять очень известную пьесу, классику или современность и, существенно «поработав» над ее содержанием, представить на суд зрителя головоломку, очень отдаленно напоминающую оригинал). продемонстрировали, что и самые неожиданный ход при использовании известного сюжета, может быть не только понятным «самым широким массам», но раскрывает в самой пьесе абсолютно новые грани, которые, может быть и драматург не предвидел. И какое огромное удовольствие это видеть, участвовать в этом и получать наслаждение от настоящего Искусства.

Спасибо!!! А кто хочет присоединиться к нам, счастливчикам, сможет легко это сделать в следующую субботу, 6 мая, в день рождения В.А.Этуша на телеканале «Культура».