«Царь Эдип»
«Царь Эдип»
Карелия
Давно ли я получал настоящее эстетическое удовольствие от спектакля? Давно. Я уже отчаялся. И вдруг этот полный жизненной энергии, захватывающий тебя целиком, великолепный спектакль!
Дымящийся вал огромного органа судьбы, то накатывает волной на зрителя, то отводит свой неумолимый ход назад. И эта магическая махина соотносится своим масштабом, своей мощью с актёрской игрой, с точно выверенной, безукоризненной постановочной партитурой.
Здесь артисты не на котурнах, они не надрывают связки, не рвут на себе одежды, здесь высота трагедии заключена в нюансах, в опосредованных приёмах. Особенно памятен рассказ о смертельном конце Иокасты и муках Эдипа от лица человека, не имеющего лица, забинтованного, как кукла. В этом спектакле котурны, как атрибуты жанра, спрятаны в форму, что подчёркивает наивысший пилотаж режиссуры.
А греческий (настоящий) хор всё время встряхивает зрителя, заставляя внимательно вчитываться в текст бегущей строки. И от этого в душе все время нарастает беспокойство: а вдруг мы не всё поняли, вдруг есть ещё неразгаданные смыслы? Но вскоре понимаем, что беспокоимся зря, что нас уверенно, как слепых крепко держат за руку и ведут к смыслу повествования. Нас ни на секунду не оставят наедине с собой. Театр выглядит зрелым, умным учителем и мы подчиняемся.
Игра со звуком, с музыкальными интонациями, с пластическим экзерсисами не выглядит вычурной, всё органично вплетается в нескорый, но жесткий темпо-ритм. Всё вроде обыденно, правдоподобно и страшно: вот сейчас Эдип наверху, оседлав судьбу, вещает народу и он царь, а вскоре повелитель попадает под каток, который сплющивает его и превращает в тень. Вот народ тщетно пытается остановить «адскую машину», но успевает только разбежаться, чтобы уцелеть. И сидишь ты в партере, в кресле, сжимаешься и понимаешь, что и ты так же бегаешь от судьбы. От этого в зале все действие от начала до конца звенящая тишина. Такой разговор о судьбе и выборе завораживающе горяч. Сердце бьется чаще. Но это и есть то, зачем люди идут в театр.
Мизансцены режиссёром выверены до мелочей и почти каждая – законченное художественное высказывание. Это уже и не кусочки действия, а галерея метафор, поддержанных цветом и светом. Порхающие по сцене черные и белые крылья, то бережны, то беспощадны по отношению к персонажам. А как за удаляющейся в горе Иокастой ломанным штрихом движется черная птица! Больно! И прекрасно!
Атмосфера поддерживается сочащейся из всех щелей дымной музыкой и начинает казаться, что сами боги, разглядывая внизу мечущихся людей, откуда-то сверху посылают завораживающие, щемящие, тревожащие душу звуки. Нередко текст со сцены звучит как оперный речитатив и это поднимает звучащее слово, оно обретает эпическую мощь.
Трагедия как жанр мертва – так говорят многие. Но она жива, когда за дело берётся мастер, и на сцене преданные ему творцы.
Зачем ты хочешь разобраться с судьбой, Эдип? Наверное, затем, что он человек. И у него хватает сил казнить себя за собственные грехи. И это нас трогает, и это в нас пробуждает настоящие эмоции и сопереживание.
А далее — продолжительная овация зала. Стоя. Спасибо, Вахтанговцы! Ваши гастроли завершились триумфально.
Из Карелии с любовью и уважением,
художественный руководитель Национального театра Карелии Сеппо Кантерво
03 августа 2017 года, Петрозаводск.