«Маскарад» — спектакль Римаса Туминаса завораживает и развлекает.
НЕАПОЛЬ. В театре Меркаданте в Италии состоялась премьера российского шедевра «Маскарад», в постановке режиссера Римаса Туминаса – художественного руководителя московского Театра имени Евгения Вахтангова. Постановка, несмотря на языковое препятствие, завораживает и, безусловно, развлекает.
Любовь и ее аллегория. На сцене 20 исполнителей, которые раскрывают драму в светлых тонах. Каждый персонаж является частью целого, и у каждого есть рецепт своего собственного счастья, но оно не осуществимо, ибо зависит от всегда противоречащих желаний других. Любовь — невозможна, когда она таковой не является, она испаряется быстро, как лужи на летнем солнце. Отчаяние и смирение быстро превращаются в изнурительное веселье. В скользящих телах на сцене, будто на самом деле, нет жизни. Действующие лица живут как будто бы в миражах. «Маскарад» — это, по сути, притча о любви и ее аллегории, рассказанная Лермонтовым и, вслед за ним, Римасом Туминасом. Все персонажи испытывают любовь и волнение и не знают, какой поступок, действие, или слово смогут помочь им избежать разрушения. Они стоят перед выбором, но не хотят выбирать. Они хотят все и одновременно.
Это произведение Лермонтова часто сравнивают с шекспировским «Отелло». По сути то, что объединяет эти две пьесы — тема ревности и ее последствий: как, например, невероятно истолкованное обстоятельство, необоснованная ревность, могут закончиться кровью и слезами.
И если «Отелло» — это трагедия, где нет никакого проблеска надежды, то в случае «Маскарада» надежда на более справедливый, лучший мир возможна, благодаря другому времени и новизне следующих поколений.
Значительна работа сценографа Адомаса Яцовскиса — загадочный Санкт-Петербург: достаточно одной статуи и снега – и очарование достигнуто. Музыка (Фаустас Латенас), подчеркивающая каждое важное мгновение, становится в один ряд с главными героями, превозносясь над значением слова. Паузы сохраняются, подчеркиваются и трансформируются в эмоциональный поворот, а затем в действие, принося с собой вершину ритма. Все это вместе превращает прекрасную картину, дивертисмент других времен, в зеркало, в котором можно заметить человеческую неспособность быть счастливым. Изображение может быть и нелицеприятным, так как трудно разглядеть собственную душу. Но зеркала имеют и полезную сторону: мы, по крайне мере, можем попытаться изменить то, что нам не нравится.
С сегодняшнего вечера, после завоеванного успеха у критиков и зрителей на дебюте «Маскарада», на сцене состоится новый спектакль «Интрига и любовь» режиссера Марко Шиаккалуга.