В театре Вахтангова не собираются мериться авторитетами
Юрия Бутусова пригласили в театр Вахтангова, когда он уже окончательно ушел из Ленсовета, подчеркивает Кирилл Крок. Юрий Бутусов станет главным режиссером театра Вахтангова. Нет, никто никуда не уходит: Римас Туминас — по-прежнему художественный руководитель театра, а Юрий Бутусов приглашен на новую ставку главного режиссера.
«Никуда я не ухожу. Я остаюсь художественным руководителем, — подтвердил Римас Владимирович на сборе труппы в прошедшую субботу, когда он, собственно, и объявил новость о Бутусове. — Я предложил, и Юрий Бутусов дал согласие… Этот бунтарь не даст нам окаменеть, любоваться собой…»
Юрий Бутусов в марте ушел из театра им. Ленсовета, где он ставил спектакли два десятка лет, а с ноября 2017-го был там художественным руководителем. Причиной его ухода явился конфликт с директором театра Градковским и питерским комитетом по культуре. Мы спросили «вахтанговского» директора Кирилла Крока, что он думает о приглашении в его театр Юрия Бутусова. Ведь фактически в театре теперь будет триумвират — «Крок — Туминас — Бутусов».
— Что же всех так эта тема возбуждает? — недоумевает Кирилл Крок. — [Художественный руководитель Российского академического молодёжного театра Алексей] Бородин объявил, что в РАМТе Егор Перегудов теперь будет главным режиссером, притом что он остается худруком. В Александринском театре [Валерий] Фокин — художественный руководитель, а Николай Рощин — главный режиссер. Вот и у нас теперь будет главный режиссер. Когда Юрий Николаевич Бутусов ушел из Ленсовета, мы с ним вели переговоры о новой постановке и в том числе предложили ему, скажем так, большее присутствие в театре Вахтангова. Это была наша с Туминасом инициатива, — говорит директор театра им. Вахтангова.
— И Юрий Николаевич сказал, что у него огромное количество предложений, проектов и дел, что он не может это все бросить. И если мы предлагаем ему статус «свободного художника» — с возможностью исполнять взятые ранее обязательства, — то, вполне возможно, он примет это предложение. Он взял тайм-аут, обдумывал предложение. Потом, в середине сезона, мы еще возвращались к разговору, потом Бутусов взял еще тайм-аут. И вот 8 сентября он был в Москве, репетировал в театре спектакль «Бег» — и ответил уже твердым согласием. Поэтому мы с Римасом Туминасом и объявили об этом на открытии сезона. Вот и вся история.
— История прекрасная, да.
— И никакая это не многоходовка, как многие уже думают. Что, мол, Бутусов специально устроил скандал в Ленсовета, чтобы уйти оттуда к нам. Во-первых, он ничего не устраивал, а во-вторых, наше предложение было сформулировано только тогда, когда окончательно стало ясно, что Юрий Николаевич уже твердо все решил и окончательно ушел из Ленсовета. Только после этого мы предложили ему свой вариант, и он на него, как я и сказал, не сразу согласился.
— Все прекрасно знают, что в театре Вахтангова директор и худрук — это как минимум равнозначные по позициям и влиянию на процесс люди…
— Ой, ну погодите. Когда мы говорим о театре, надо в последнюю очередь думать, кто первый, а кто второй. Театр только тогда театр, когда все на своих местах и все работают, а не считаются, у кого авторитет больше. Так что пригласить Бутусова — это было наше с Римасом абсолютно обоюдное желание. И прежде чем выходить на Юрия Николаевича, мы с Римасом Владимировичем много об этом говорили.
— У Юрия Николаевича, говорят, характер…
— Ну и что. У всех творцов характер сложный. Все творческие люди — люди непростые. Простых вообще нет. Человек, который двор подметает, тоже непростой. Да, все люди разные, и нужно делать все возможное для взаимодействия и, если надо, компромисса. А театр — это вообще всегда территория компромисса.