Загадочная простота
1. Вахтанговская студия. В прошлом году в Вахтанговском театре прекратила свою работу Первая студия, которая базировалась в подвале в Николопесковском переулке недалеко от самого театра. Закрыта она была потому, что 24 студийца пополнили труппу театра. Между тем некоторые студийные спектакли продолжают жить на других вахтанговских площадках. (К таковым, увы, не относится замечательное театральное сочинение Владимира Агеева «Пелеас и Мелисанда» по пьесе М. Метерлинка, поскольку сейчас просто некому поддерживать спектакль в рабочем состоянии). Но творческая жизнь в Николопесковском продолжает бить ключом! 10 февраля на его небольшой сцене состоится премьера спектакля «Всё будет», поставленного молодым, но уже известным режиссером Гульназ Балпеисовой Gulnaz Balpeisova по пьесе Нины Садур «Замёрзли». В спектакле заняты четыре недавних выпускника театральных вузов, которые были приглашены Римасом Туминасом в стажерскую группу. 2. Пьеса. Уникальный драматург Нина Садур написала её в 1989 году (стало быть, нынче — своеобразный юбилей!), но, как оказалось, «патиной лет» пьеса не покрылась. Это странное мистическое сочинение, с одной стороны, как бы вне времени. С другой, её персонажи очень узнаваемы и как будто выхвачены из наших будней. В пьесе несколько пластов. Трагическая история созданного Александром Таировым Камерного театра и сопутствующий ей миф (или быль?) о проклятии Алисой Коонен здания на Тверском бульваре как бы сплетается с судьбами двух юных девушек-уборщиц, моющих пол в театре им. А.С. Пушкина. У каждой из них свои несчастья, обе они одиноки, бедны и по сути дела брошены родителями. Ночью они узнают о проклятии знаменитой актрисы, и, как бы в подтверждение этой загадочной истории, в театре начинают происходить странные вещи: движутся тени, звучат таинственные голоса, появляется зловещий призрак актрисы в алом платье… А глухонемой парень по имени Лёва, живущий в подвалах театра и иногда музицирующий на бутылках, выносит на сцену огромный бутафорский деревянный крест… Пьеса оказалась на редкость актуальной в нынешнем году: почти 105 лет назад в Москве был организован знаменитый таировский Камерный театр. А 70 лет назад 1 июня 1949 года Таиров был освобождён от должности художественного руководителя созданного им театра. Трагический финал его жизни известен… 3. Режиссер. Очень интересному и своеобразному режиссеру — ученице Римаса Туминаса — сам Бог велел поставить спектакль по этой пьесе. Возьму на себя смелость утверждать, что театр Гульназ Балпеисовой не вписывается в какие-то устоявшиеся жанровые категории. Думаю, что для его характеристики вполне бы подошел литературоведческий термин «мистический реализм». Все её прежние работы — и в студии, и в театре — были в немалой степени проникнуты мистической аурой, что в сочетании с пронзительной простотой актерского существования производило очень сильное впечатление! Эта загадочная простота свойственна и нынешнему спектаклю, в котором фантасмагория сочетается с «приземленной» человеческой историей. В молодом режиссере успешно сочетается стремление к строгой театральной форме, выстраиванию спектакля буквально «до пальчика», скрупулёзным разбором ролей с тонким психологизмом и актерской свободой. Именно это делает творчество Гульназ столь привлекательным как для профессионалов, так и для простых зрителей. (Не могу не отметить a propos, что недавно к большому сожалению многих зрителей был снят с репертуара её спектакль «В Париже», поставленный на Новой вахтанговской сцене и, безусловно, украшавший афишу прославленного театра). 4. Артисты. Еще до начала действа зрителей встречает некая видеоинсталяция на заднике сцены. На экране изображен «движущийся» портрет матери одной из героинь, которую играет дивная актриса Ольга Тумайкина Ольга Тумайкина (Olga Tumaykina). И хотя ее персонаж так и останется только на экране, более того, практически не произнесёт ни одного слова, именно он даёт импульс этому мистическому зрелищу и в какой-то степени определяет его суть. Этот режиссерский ход стал «выстрелом в десятку»: лучшей актрисы чем загадочная и неуловимая Ольга Тумайкина для этой роли найти было невозможно! Хорош квартет молодых стажёров. Актёры интересны, тонки, харизматичны, обладают неплохой техникой, органикой, способностью к психологической простройке ролей и, что очень важно, умом и чувством меры. Уверен, что работа с таким интересным и тонким режиссером, как Гульназ Балпеисова станет для них хорошей профессиональной школой и сослужит добрую службу в будущем. Надеюсь, что все они когда-нибудь пополнят труппу прославленного театра.