Римас Туминас: Мне приходилось много трудиться и буквально выживать
У театрального режиссера и худрука Государственного академического театра им. Вахтангова Римаса Владимировича Туминаса множество званий и регалий. Он – лауреат Национальной премии Литвы по культуре и искусству, Государственной премии РФ. Недавно в Доме кино состоялась премьера документального фильма «Вся наша жизнь – игра», посвященного творчеству легендарного режиссера.
- «В 12 лет я начал работать киномехаником»
– Я не предполагал, что такое огромное количество зрителей придет на премьеру и что фильм будет так тепло принят. Если честно, мне приятно было увидеть себя на экране таким молодым и энергичным… Энергия моя от родины, от родной Литвы. Когда живешь рядом с землей, к ней нужно прислушиваться и черпать силы столько, сколько захочешь. Многое идет из детства, наверное, как и для каждого нормального человека. Когда-то давно с семьей мы купили дом возле Тракая, это недалеко от столицы Литвы – Вильнюса. И там был старый сад. В саду росли яблоки, сливы, крыжовник, клубника, земляника. Еще у меня был свой собственный вишневый сад, все как по Чехову. Целая вишневая роща, со старыми хорошими вишнями. И каждый год мы собирали красивый урожай. Мне нравилось гулять по саду, любоваться крупными ягодами. Поэтому эти сельские пейзажи из детства для меня значительны, они до сих пор заряжают меня энергией.
Я вырос в деревне, а там приходится много трудиться и буквально выживать. Наверное, в любой деревне так, что в литовской, что в русской. Мне, например, приходилось и дрова рубить, и сено косить, и корову доить. А в 12 лет я начал работать киномехаником, получил разрешение отдела просвещения и ездил по деревням показывал кино. В моей трудовой книжке было по-русски написано: «моторист кинопроектной установки». Как сейчас помню, первым моим фильмом, который я показал зрителю, был американский «Тарзан». На сеанс иногда приходило много людей, иногда мало. Когда приходило много, меня это очень радовало. Поэтому с детства уже понял, что такое зритель и зрительское внимание.
- «Вильнюс мне показался некрасивым, чужим»
– Когда я приехал поступать в Вильнюс, поначалу он мне не понравился. Он мне показался некрасивым, чужим, каким-то отстраненным. Я не только не восхищался старинной архитектурой города, но даже собирался уехать обратно к себе. В консерваторию, на телевизионную режиссуру, меня приняли на правах кандидата. После заключительного тура меня пригласил руководитель курса и сказал: «Сложилось впечатление, что вы случайно здесь оказались. Наверное, просто проходили мимо. Не очень у вас заметны желание и стремление. Так вы хотите учиться или нет?» И вдруг я представил свою маму, подумал, что она скажет соседям, если я не поступлю и вернусь обратно. Она-то мне доверяет, но вряд ли кто-то из знакомых поверит, что я добровольно отказался от учебы. После паузы я сказал педагогам: «Да! Хочу!» – «Вот это мы и хотели от вас услышать. Хорошо, мы согласны вас принять на правах кандидата». Так я стал кандидатом в студенты консерваторского курса телевизионной режиссуры. И постепенно проникся красотой Вильнюса, полюбил этот город и его необыкновенные парки, исторические улочки.
- «В Москве поступил в ГИТИС и все начал с нуля»
– После четырех лет обучения в консерватории я решил заняться театральной режиссурой, но уже не в Литве. Уехал в Москву и поступил в ГИТИС на режиссерский факультет. Вернулся к актерской программе и все начал с нуля. Все актерские упражнения, все то, что проходил в Вильнюсе, пришлось повторить в Москве. Казалось бы, вот наказание, все повторять снова, но вдруг я почувствовал невероятное удовольствие. Эти навыки надо совершенствовать. И все в итоге делать хорошо! Лучше всех! И начинаешь понимать смысл – он в том, чтобы приобретать мастерство, стремиться к точности, все тщательно прорабатывать. Так во мне это и осталось: постоянно учиться и повторять. Повторять, не бросать и вновь возвращаться. Это я и своим актерам во время репетиции все время говорю.
- «Я постоянно борюсь со своими страхами»
– В театре надо быть добрым. Я всем отвечаю: «Да». Наверное, если бы я был женщиной, постоянно ходил бы беременной. (Смеется.) Мне очень трудно отказать, вижу, как человек страдает после отказа. Вообще очень сочувствую актерам, у них сложная профессия. Нужно постоянно побеждать страхи, сомнения, неуверенность. Некоторым это так и не удается. Я тоже постоянно борюсь с собой, со своими страхами.
Никогда не забуду перелом в своей профессии. Однажды у меня разболелись зубы. Ранним пасмурным утром пошел к врачу. Сижу в кресле, жду страшной боли. Страдаю. Вдруг вижу через окно пожилую женщину, она тащит тяжелую корзину, ей невыносимо тяжело, она еле-еле идет. Это было мучительное зрелище. И неожиданно мое сознание перевернулось. Я подумал: «Кому больнее? Мне или ей?» Когда я это осознал, случилось чудо, боль прошла. Говорю к тому, что мы постоянно зациклены на себе, на своей боли, на своем «я». С тех пор всегда пытаюсь говорить не о себе, а о другом человеке, о его истории, его судьбе. Когда-то давно Чехов говорил: «Выгоняй из рассказа себя, чтобы духу твоего не было». А сейчас многие творцы заявляют: «Я хочу выразить себя». На что хочется возразить: «А кто тебя просил себя выражать?»
- «Билеты на «Пиковую даму» раскупили как горячие пирожки»
В прошлом году в творческой биографии режиссера случилось значимое событие. В Большом театре состоялась премьера «Пиковой дамы» в постановке Римаса Туминаса.
– Признаться, я доволен результатом. Это был огромный труд, притом что сроки были кратчайшие. Театралы давно ждали возвращения визитной карточки Большого театра, поэтому все билеты были раскуплены как горячие пирожки. В мае спектакль отправился в большой гастрольный тур… А так как я безумно люблю деревню, сад, то еще с наступлением весны предупредил всех в Театре Вахтангова: «В мае уезжаю в Литву, ведь это пора делать посадки». Там мне есть чем заняться. Возле своего дома в Тракае выкопал искусственный водоем. Люблю сидеть с удочкой и ловить рыбу. Это лучший для меня отдых.