«Где и когда ты был самим собой?
90% тех, кто сейчас читает эти строчки, когда-то вышли из родительского дома и пошли искать. Счастье, дорогу, судьбу, себя. Чаще- не задумываясь. Можно было остаться и жить, подобно дереву, которое выросло там, куда упало семечко. Символ «другого» способа жизни- деревце в кадушке переходило у Бутусова из акта в акт, пока не сгорело в костре всего, что было родительским, вместе с образом матери, и родным, и ненавистным одновременно. Новый, премьерный «Пер Гюнт» и тот вариант, который Юрий Николаевич поставил для «Черешневого леса» и показал в мае, абсолютно такой же и абсолютно не такой. Невероятное умение Бутусова подобно скульптору отточить свою монументальную глыбу так, чтобы явить совершенно другой смысл, каждый раз меня совершенно изумляет. В мае мы увидели калейдоскоп. Такой же перегруженный, как сама поэма Ибсена. Многие сбивались на темы, которые считывал их личный опыт.
Сегодня буду цитировать Бутусова (редкий случай, когда он сам что-то пояснил): «Пьесу «Пер Гюнт» Ибсена почти невозможно прочитать. Количество смыслов, событий, поворотов, мотивов, философии, загадок, мест действия поражает.», «Что главное? Поиски самого себя, бесконечная всепоглощающая любовь, мир, раздавливающий человека, рвущий его в клочья, человеческий бунт против предназначения, романтический гимн всепобеждающей любви… В общем-то, в этой пьесе есть всё.». Но Бутусов сделал как всегда: оставив все существующие уже в спектакле смыслы, вычерчивает главный свой акцент на теме человеческого пути от рождения до смерти как возвращение. Возвращение к себе.
Напомню, Пер Гюнт утверждал, что хочет найти себя. Но жизнь прожил, руководствуясь законом «будь собой доволен»- законом самоутешения и освобождения от диктата совести. В самом начале спектакля на сцену выносят зеркала. Одно направляют на Пер Гюнта, а остальные разворачивают в зал, чтобы мы увидели себя в них, в спектакле, в герое. Есть еще одно «зеркало для героя»- второй герой, тоже Пер Гюнт, но «второй». Их монологи и диалоги и становятся главной смыслобразующей канвой спектакля. Все остальные темы, герои теперь отодвинуты. Все вроде бы на месте, но не кажется важным. Поражаюсь себе: как я могла увидеть в майском спектакле политическую составляющую?
Те, кто в идущей на экране хронике олицетворяет «политику»- это всего лишь те, кто шел за успехом, властью, деньгами. Сталин, Гитлер и даже Леннон- прошли этот путь, но все нашли единственный конечный пункт- смерть, ту сторону, куда ведет смерть. «Конечно, я должен найти тему. Нет, не тему, все темы важны – точку, которая даст мне возможность стать частью пьесы.» (Ю.Бутусов). Эта точка- ответ на вопрос: что значит быть самим собой? На Земле человек, одолеваемый желаниями, страстями, искушением, не может быть собой. Только за порогом вечности он найдёт себя. Как обычно у ЮБ много музыки. Но все не так, как всегда- она не оглушает в начале спектакля в стремлении выбить зрителя из состояния комфорта. Первая же песня звучит в сцене встречи Пер Гюнта с Солвейг. Музыки так много и она такая разная, от Грига до Хаски. Какая-то для эмоций, какая-то как кусочек хлеба на дегустации вин- просто очищает от послевкусия. Теперь текст песен не идёт на экранах в виде субтитров. Это сбивало, уводило, перегружало. Главная декорация- огромный крест, который то лежит в сторонке, как ненужная вещь, то становится средством спасения, то нависает над героем.
Поздравляю нас! Теперь есть- самый интеллектуальный спектакль Москвы. В него хочется вернуться. За состоянием, за собеседником, за разговором, за решением.» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=136..)