Евгений Онегин в театре Вахтангова, постановка Римаса Туминаса.

Изабель Стибб, La terrasse от 24 сентября 2019

Театр Вахтангова открывает своё парижское турне, приуроченное к столетнему юбилею пушкинским «Евгением Онегиным». Великолепный спектакль увлекает нас в водоворот русского безумия – от жажды жизни до преданных идеалов.

Это событие. Известная российская трупа Театра имени Евгения Вахтангова распаковала чемоданы в театре «Марини», где будет в течение двух недель представлять 2 спектакля – «Евгения Онегина», а затем «Дядю Ваню». Французам больше знакомым с романом А.С. Пушкина по опере П.И. Чайковского сложно и мечтать о лучшей театральной версии, чем та, что предложена постановщиком и художественным руководителем театра Р. Туминасом.

Нужно ли напоминать историю? Евгений Онегин – денди, который на закате дней понимает, что прошёл мимо своей любви, оттолкнув, Татьяну, вышедшую затем за другого. Это роман о преданной молодости, о несостоявшейся любви, о неотвязных угрызениях совести (Онегин убил на дуэли своего лучшего друга Ленского). Не нужно ничего «осовременнивать». И пускай современные девушки не считают за бесчестие признание в письме о своей любви, механизм страстей ничуть не изменился, вызывая в памяти фразу Рене Шара: «Женщины влюбляются и мужчины им отвечают. И те, и другие крадут друг у друга одиночество и любовь».

Итак, ничего современного. Костюмы в стилистике 19 века и скромные декорации: несколько стульев и старое пианино изображают танцкласс, а широкое зеркало в глубине сцены олицетворяет образы прошлого.

Идеальное владение временем.

Но какое безумие в этом минимализме! Музыка, пантомима, танец, театр – все здесь, чтобы отобразить идеалы молодости и высоких чувств. В то время как перед зрителями проносятся удивительные картины, в частности, снег, кружащийся над катящейся в Москву каретой – от актёрской игры перехватывает дыхание – романтика и лиризм. Одна из лучших сцен спектакля, возможно там, где Татьяна вальсирует с кроватью, на которой сидит её няня. Никогда ещё не удавалось столь верно передать безудержный порыв молодости и жажду жизни.

Помимо режиссуры и актёрской игры поражает владение временем (так у автора, но по-русски это темпоритм). Римас Туминас не боится растягивать время, перемежая спектакль сценами пантомимы, чаще всего комическими. Это не аллюзия на хандру, а напротив, стремление показать, как самые безудержные страсти сплетаются с прозой жизни, с её отступлениями и иронией.

Три часа спектакля пролетают на одном дыхании, одаривая зрителя лучшим из образцов драматического искусства, и, в качестве приятного дополнения, музыкальностью русской речи.

La terrasse, Isabelle Stibbe, 24 сентября 2019

https://www.journal-laterrasse.fr/eugene-oneguine-du-theatre-vakhtangov-mis-en-scene-de-rimas-tuminas/