Престижная трупа театра Вахтангова в Париже.

Etienne Sorin, LE FIGARO PREMIUM от 16 сентября 2019

Вторник 9 апреля. Народ толпится в вестибюле театра Вахтангова. Дом 26 по живописной пешеходной улице Арбат, в сердце, носящего то же имя квартала, «московский Монмартр». Здание, в котором квартирует знаменитая трупа, окружено сувенирными магазинами. Разрушенное бомбардировками в 1941 году, оно было восстановлено в 1949 году, в чистом сталинском стиле. Иностранные туристы любуются фасадом. Москвичи и русские идут внутрь, влекомые любовью к театру. Настоящий институт – театр Вахтангова, в отличие от Комеди Франсез, играет свой репертуар круглый год. Шекспир, Расин, Корнель, Мольер, Пушкин или Чехов здесь у себя дома. Сегодня именно Чехов. Написанная более 120 лет назад пьеса «Дядя Ваня» стала классикой. Долголетие, на которое автор не рассчитывал.

26 октября 1898 г. Чехов писал из Ялты своему брату Михаилу: «Мой «Дядя Ваня» идет во всех губерниях и повсюду успешно. Вот уж действительно успех не предсказуем. Совсем не рассчитывал на эту пьесу». Писатель и драматург А.П. Чехов (1860-1904) и не помышлял тогда, что успех его пьесы пройдет через века и границы. Как и многие из его произведений («Чайка», «Вишневый сад», «Платонов», «Иванов») эти «Сцены из деревенской жизни в четырех действиях» идут во многих странах. Во Франции сложно вспомнить театральный сезон, когда на афишах не значился бы хоть один, а чаще несколько «Дядей Ваней». Интрига французскому зрителю хорошо знакома. Отставной профессор Серебряков, живущий вместе со своей второй женой Еленой в сельском доме первой жены. Смятение профессорской дочки Сони и Дяди Вани, которые пытаются вести хозяйство. За нарочитой простотой Чехов, через пророческий монолог доктора Астрова, с блеском выводит крушение иллюзий, исчезновения целого мира, в чем-то – даже экологическую катастрофу. А потом есть Ваня – эпический неудачник, которому даже не удается покончить с собой.

Во французской театральной традиции Войницкий – почти трагический герой. За редким исключением в стране Расина в Ване видят драматический персонаж. В Москве его видят по-другому. На сцене театра Вахтангова, над которой все также реют серп и молот, Сергей Маковецкий не пытается «давить слезу». Его Ваня временами почти смешон. Постановка литовца Римаса Туминаса, усиленная прекрасным музыкальным сопровождением – настоящие американские горки. Эдакая полька под водку – попеременно то жизнерадостная, то безнадёжная.

Для Маковецкого, сыгравшего уже более 250 спектаклей, здесь нет ничего революционного. За кулисами он дает ключ к своему прочтению роли: «Чехова можно играть в классической манере, как бабушка, которая вяжет носок. Но в чем же драма? Чехов говорил, что писал комедии. Прежде чем написать «Дядю Ваню» он, должно быть, прочёл в газете что-то вроде: «Помещик дважды стрелял в другого из пистолета и оба раза промахнулся».

Сергей Маковецкий приехал в Москву из Киева в 1976 году. Он играет в театре Вахтангова уже 41 сезон, являясь одним из звёздных актёров трупы, наряду с Алексеем Гуськовым, известным во Франции своими работами в кино. В частности, он сыграл дирижёра в «Концерте» Р. Михайляну, непреклонного учителя танцев в «Полине. Станцевать свою жизнь» В. Мюллера и А. Прельжокажа. Гуськов приехал в Париж как исполнитель заглавной роли «Евгения Онегина» по классическому роману А.С. Пушкина, так же в постановке художественного руководителя Р. Туминаса. До того как прийти в театр Вахтангова он овладел профессией актера в школе-студии МХАТ. «Там играют совсем по-другому, – объясняет он. Вахтанговский театр ближе к французской школе – более формальный, менее естественный. МХАТ больше тяготеет к реализму, к повседневной жизни, которая переносится на сцену с максимальной простотой».

Театр Вахтангова, носящий имя своего основателя – одного из учеников Станиславского, – отмечает столетний юбилей. При нем действует Театральное училище имени Бориса Щукина, готовящее актеров в самых разных областях (драматическая игра, танец, музыка, пластика). В свое время между ним и парижской консерваторией действовала программа студенческих обменов. Среди выпускников училища Андрей Звягинцев, ставший впоследствии известным кинорежиссёром («Возвращение», «Левиафан», «Нелюбовь»). Училище и сейчас привлекает мечтающих о профессии актера со всех концов России. «У нас конкурс 150 человек на место, – рассказывает его ректор Евгений Князев, которого визит французского журналиста настроил на лирический лад. – Я надел желтую рубашку, это в знак солидарности с ʺжелтыми жилетамиʺ». Большего он не скажет. «Политика остается за дверями театра Вахтангова».

Нам покажут, однако, частный кабинет, примыкающий к ложе Сталина. Оттуда, через потайную дверцу можно пройти за кулисы. А вот о любви к театру Владимира Путина нам ничего неизвестно.

Le Figaro premium, Etienne Sorin, 16 сентября 2019

http://premium.lefigaro.fr/culture/spectacle-vakhtangov-du-caviar-a-paris-20190915