«Пер Гюнт»
Если Стефан Брауншвейг бережно обошелся с чеховским оригиналом, то для культового режиссера Юрия Бутусова текст — не более чем повод смонтировать из выбранных фрагментов собственную историю.
Достаточно сказать, что в его пьесе «Пер Гюнт» занято всего семь артистов, тогда как в пьесе Генрика Ибсена около семидесяти (!) действующих лиц. При этом, пожертвовав многими персонажами, постановщик представил заглавного героя, погрязшего в поисках своего «я», в двух воплощениях.
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко
Одного Пера играет Сергей Волков, в этом году пополнивший труппу Вахтанговского театра, и для многих москвичей этот питерский артист стал ошеломляющим открытием, а второго — восходящая вахтанговская звезда Павел Попов. То, что делают эти парни, а впрочем, и все их коллеги (нельзя не упомянуть Яну Соболевскую и Евгению Крегжде), в длинном, чрезмерно эмоциональном и беспощадном, что для них, что для публики, зрелище, иначе как актерским подвигом не назовешь. Их перевоплощения надо видеть, их пение (на разных языках и очень достойное для драматических актеров) надо слышать.
Далеко не все зрители, особенно, незнакомые с бутусовской эстетикой, доживают до финала, далеко не все хотят дожить — спектакль выматывает уже к первому антракту. А вот фанаты после четырех часов устраивают бешеную овацию. Хотя и отваживаются слегка попенять режиссеру на самоцитирование. Но в любом случае описать увиденные странствия и метания Пера Гюнта — задача не из легких. Нагромождение метафор, бесконечные преломления и искажения сюжета, визуальное пиршество, актерская самоотдача — всё это заставляет отправиться на спектакль Бутусова еще и еще раз.