Безумный день
Движение и коловращение начинаются на сцене с первых минут, да и как иначе, если рантье Фадинар решил жениться. Его ждут свадебные хлопоты, поход в мэрию и банкет в ресторане… Впрочем, пересказывать «Соломенную шляпку» – дело неблагодарное, тем более что многим она знакома по одноименному фильму. Невероятным ситуациям нет конца, а начались они с того, что лошадь Фадинара съела соломенную шляпку, без которой ее владелица не может вернуться домой.
Но не только водевильные недоразумения привлекли Михаила Цитриняка в пьесе Э. Лабиша, для режиссера это комедия нравов, основанная на обнажении приемов актерского лицедейства. Здесь главное – вахтанговская театральность, где стихия игры соседствует с насмешливым гротеском. Запутавшийся в поисках шляпки Фадинар (Леонид Бичевин) с водевильной легкостью играет множество мини-спектаклей, естественен в любой ситуации, блестяще отыгрывает апарты и на невероятной скорости мчится к желаемой развязке. Он так и не признался, в чем причина его странного для влюбленного поведения. Юная невеста Элен (Евгения Ивашова) мила, наивна и застенчива и, кажется, не рада своему счастью. А жизнь уже полна хрупкой грусти.
Режиссер припас для актеров охапки трюков, характерных черточек, смешных наблюдений, он внимателен ко всем персонажам (на сцене почти 20 актеров!). Ревнивый муж Бопертюи (Андрей Ильин), папаша невесты Нонанкур (Михаил Васьков), глухой родственник Везине (Анатолий Меньщиков), сыгранные в разных стилистических регистрах, но объединенные фарсовой природой юмора, создают отличный ансамбль.
На сцене крутится колесо обозрения (сценограф Мария Рыбасова), и жизнь, как карусель, то вращается и мчится, то мгновенно замирает. Актеры сами выносят и убирают бутафорские аксессуары, и сцена-площадь мгновенно превращается то в лавочку модистки (ах, как блистательна Клара у Нонны Гришаевой, как виртуозен ее вокал, изысканы танцы, иронично-настойчивы поступки), то в будуар баронессы де Шампиньи (Лидия Вележева), где есть светский лоск, обаяние, харизма и актриса с присущим ей шармом строит образ на парадоксах. И все это под веселые водевильные песенки и куплеты, которые дополняют то, что недосказано в легкомысленной суете.