Быть, как стебель, и быть, как сталь
В свой юбилейный день рождения она выйдет на сцену Вахтанговского театра в роли Марии Каллас, снова даст мастер-класс по балансированию на краю бездны и сохранению мужества в искусстве и в жизни. От лица своей героини, разумеется.
Между тем, актриса менее двух недель назад вернулась из гастрольной поездки по КНР, где по шесть раз были показаны спектакли Римаса Туминаса «Евгений Онегин» и «Дядя Ваня», – в обоих она играла без второго состава. Какие, впрочем, могут быть у нее «составы», если она – Людмила Максакова?
Театру имени Евгения Вахтангова она служит шестьдесят четыре года. Учившаяся у учеников Вахтангова, Максакова давно не просто актриса этого театра, но его лицо, его легенда, его интонация, его тайна, его неуловимая ирония, его запах – да-да, эхо присутствия Людмилы Васильевны легким флером изысканных духов витает в зале, гримуборных, коридорах и фойе после окончания спектаклей с ее участием. Они, к счастью, регулярно появляются в репертуаре, и их немало.
Марья Васильевна с навеки прижатым к сердцу портфелем профессора, перешагивающая через Елену Андреевну, в «Дяде Ване» и няня-танцмейстер, учитель жизни и смерти – камертон «Евгения Онегина»; Дама с шампанским из «Минетти», провидчески провозглашающая «Главное – выдержать!», и Перонская в последнем спектакле Туминаса на сцене Вахтанговского – «Война и мир» – ледяная салонная кукла, очеловечивающаяся с приходом беды.
Нет такой актрисы, которой понравилось бы утверждение, что она играет много. Хорошая актриса всегда играет недостаточно. Уникальная актриса недостаточность восполняет. Как Людмила Максакова, всю жизнь занятая в репертуаре Вахтанговского, с пастернаковским «бешенством риска» не побоявшаяся пойти к Сергею Арцибашеву в маленький Театр на Покровке, чтобы сыграть понравившуюся ей пьесу «Сон» или к великому Эймунтасу Някрошюсу в чеховский «Вишневый сад», а позднее к обожаемому ею Петру Фоменко в «Мастерскую» воплощать Маркеса и Булгакова.
Характер. Отличительная черта. Особенность дарования. Беспощадный ум. Катастрофа для актрисы. Возможность быть кем угодно и какой угодно. Ослепительной красавицей и бесцветной молью, трагической героиней и клоунессой, аристократкой и крестьянкой, великой писательницей и картой из колоды. Ее преданность Вахтанговскому театру – безусловна, в горе и в радости. Ее заинтересованность в режиссере, с которым работает, – бесконечна. Судьба дала Людмиле Максаковой выдающихся режиссеров – Рубена Симонова, Романа Виктюка, Петра Фоменко, Римаса Туминаса.
…Ах, Графиня, третирующая Лизу («и нечего было наряжаться!») тысячей интонаций одного «мня»! ах, эта Пиковая Дама, мелькнувшая в окне, увлекшая, утащившая за собой Германна в страшное зазеркалье!
…Ах, артистка провинциальных театров Нина Павловна Коринкина, всегда жаждущая игры и никогда не покидающая сцену!
…Ах, проигравшаяся Бабуленька, врывавшаяся в размеренную «Пристань» победным «Не ждали?!»
Раз в месяц в Арт-кафе Театра Вахтангова приходит волшебство под названием «Вечер Людмилы Максаковой». Это не моноспектакль и не калейдоскоп воспоминаний, не творческая встреча и не концерт. Это вечер Людмилы Максаковой. Рассказ об учителях и парад учеников. Совершенно неожиданные перевоплощения и трагические откровения.
Неповторимые. Без состава.