Чехов по-вахтанговски: «Ионыч» современен, как всегда

Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва от 26 ноября

Сегодня в Театре имени Евгения Вахтангова яркая премьера: «Ионыч»!
Наш обозреватель побывала на прогоне спектакля.

«Ионыч» сюжетно не может быть загадкой — его содержание помнится со школы. Но рассказ не стареет, как и Чехов в целом: он с нами. Этой современностью классики просто пропитана постановка Олега Долина, выпускника актерского факультета Щукинского института и режиссерского факультета ГИТИСа.

Спектакль современен, ярок, но при этом — классика: ставка сделана на игру актеров, музыку, легко читаемый символизм.

Черно-бело-серые тона костюмов (отличная работа Евгении Панфиловой), эффектная, умная игра света (Руслан Майоров), не вызывающая вопросов сценография Максима Обрезкова — спектакль длится два часа без перерыва, но ты не просто не устаешь, а боишься отвести глаза от сцены, чтобы чего-то не упустить. Все — строго по Чехову, выдуманных героев — два. Эти загадочные лицедеи — единственное провокационное цветовое пятно, заставляющее возвращаться к мыслям о том, как же могли герои отказаться от любви, как им жить теперь.

Чехов вечен. Он не умер в июле 1904-го в Баденвайлере, он — тут. И, безусловно, рад тому, как воплотил на сцене Ионыча Юрий Поляк. Умиляется Асе Домской — эксцентричному «Котику», Кате Туркиной. По-хорошему завидует Туркиным-старшим, которых играют Александр Колясников и Мария Шастина. И как не задуматься вместе с самим Антоном Павловичем: может, и не так убого то счастье, что называют мещанским?

За театр после «Ионыча» спокойно: сцена отдана молодым артистам, но играют они… Да, по-вахтанговски. Ты плачешь, увидев, как «Котик» умывается водой, собранной с пола, и стонешь от смеха от Павы и его знаменитой «Умри…»

«Это современная история про потерю души и сердца, история о том, как хороший человек превращается во что-то страшное, пугающее», — так представил свою режиссерскую задумку Олег Долин. Точнее не скажешь. Чехов рядом, смеется, поблескивая оправой. Грустно ему от нас…