«Что бы ни случилось в жизни, всегда сажай свои цветы»

Марина Меркулова, сетевое издание «Медиа-проект АRTИСТ» от 2 октября

«Утиная охота» Александра Вампилова – самая рискованная для постановки в театре. Для режиссера. Потому что есть соблазн уйти в темноту, в мрак и грязь. Как специалист по Вампилову я видела более 25 «Утиных» по всему миру – и всегда с замиранием сердца жду начала спектакля. Неужели опять похоронный венок, похмельный герой и старый советский холодильник? Да, так написано у автора. Но не многие знают и понимают структуру вампиловского героя, его происхождение и эволюцию.
Из пьесы в пьесу переходит один человек. Еще в юности он стоял перед выбором, какие компромиссы в жизни возможны и куда они приведут («Прощание в июне»). Он пробовал и врать, и жить честно («Старший сын», «Провинциальные анекдоты»). В 30 лет он попал в душевную передрягу, почувствовал холод дула ружья («Утиная охота»), сломался, сбежал на край света, чтобы встретить настоящую искренность и попробовать жизнь переиграть («Прошлым летом в Чулимске»). Безусловно, за этим героем видится прежде всего сам автор.

Вампилов прожил всего 35 лет, ажиотаж вокруг его наследия был вызван, во многом, обстоятельствами трагической гибели. Потом волна утихла, в лихие девяностые Вампилова ставили уже меньше, к началу нового века почти забыли, но тут последние 15 лет – ренессанс. На нынешнюю «Утиную», премьеру в Театре Вахтангова, билеты проданы до конца года, на сайтах спекулянтов цены доходят до астрономических цифр, и этот взрыв внимания к Вампилову может только радовать.
Главный режиссер Вахтанговского театра Анатолий Шульев рассказал, что к нему в конце прошлого сезона одновременно приходили несколько режиссеров и все предлагали ставить «Утиную охоту»! Сегодня эта пьеса идет и в Вахтанговском, и в Ермоловском – крупных столичных театрах. В Санкт-Петербурге – в Театре Ленсовета и в Мастерской Григория Козлова. Каждый режиссер находит в ней что-то свое. Что увидел Аскар Галимов – гитисовский выпускник, новое имя в театральной Москве?

Вахтанговский свет и праздник. Вахтанговский юмор. Вахтанговскую приподнятость. Вахтанговскую театральную наивность. В Вампилове?!! Как Аскар Галимов сумел освободить мрачную пьесу от налета времени, от бытовых деталей? Как поломал вместе с главным героем Виктором Зиловым (Максим Севриновский) линию традиционного неврастеника? Как увидел и вытащил из Вампилова чеховские «пять пудов любви» и сделал героя очаровательным и соблазнительным? (Спойлер: прошло только три показа, а в зрительном зале уже появились поклонницы спектакля, которые знают, когда Зилов подойдет к первым рядам партера и что попросит. Руки уже наготове).

Критики, посмотрев премьеру, начали наперебой опять называть Зилова «лишним человеком», Печориным, русским Гамлетом – как в времена классического театроведения прошлого века, когда даже родилось понятие «зиловщина». Мол, герой опять не вписался в свое время. Да Боже мой, какой там «чайльд гарольд», ВиктОр Зилов жил, жив и будет жить в любое время. У каждого из нас рано или поздно, а как правило лет в 30, наступает момент, когда мы будто стоим у калитки, за которой начинается обычная жизнь, смотрим и недоумеваем: «Вот это и есть наше будущее? Ради этого мы взрослели, уезжали от родителей, не слушались, стирали в кровь колени и локти, пыжились? Чтобы жить эту заурядную жизнь?». Осознание ужаса и беспомощности противостояния обыденности рождает мытарства души, «космическую тоску по потерянной мечте», и на этом пути неважны ни время, ни пространство. Недаром вахтанговский спектакль играется без декораций, в кирпичном лофте, который нашей фантазией легко превращается то в квартиру героя, то в городское кафе, то в подземелье потустороннего мира, а иногда и в заброшенный храм.

Когда-то Вампилов придумал свою композицию пьес: когда начало и финал повторяются, но на новом жизненном витке. Аскар Галимов легко трансформирует и этот прием: в финале он просто дает своим героям второй шанс. Потому что даже если «жизнь в сущности проиграна», ее всегда можно «переиграть». Важно, чтобы она была – эта жизнь. И тогда выходит на первый план тема реставрации души: никогда не поздно себя простить, принять и полюбить.

Известно, что у Вампилова была идея завершить историю выстрелом ружья. Он этого не сделал. Вернее, не так. Он сделал это в следующей пьесе, «Прошлым летом в Чулимске», в первом варианте, который назывался «Валентина» и где главная героиня стрелялась. Сначала. Но потом он переписал финал, Валентина оставалась жить и чинить свой палисадник. Мне рассказывала эту историю актриса Иркутского театра драмы им. Охлопкова Елена Мазуренко: «Саша Вампилов вручил мне новый текст «Валентины» и на мой вопрос, почему он написал другой финал, ответил: «Знаешь, Лена, что бы ни случилось в жизни, всегда сажай свои цветы».

Аскар Галимов не знал этой истории, но каким-то удивительным образом ее прочувствовал и соединил «похождения души» вампиловского героя с вахтанговским жизнеутверждающим началом. Как мы все помним, у Вахтангова без праздника нет спектакля. У Вампилова вместе с Аскаром Галимовым без света нет жизни. В финале узкий луч прожектора выхватывает лицо человека, который хочет продолжать жить и искать себя. И это самое главное.